Стоит ли бояться Аллаха?
Коран полон предостережений, цель которых разбудить в людях страх перед гневом Всевышнего Аллаха и Его наказанием. Люди совершают великие грехи, они перестали молиться, поститься, выплачивать закят и проявлять хоть какое-либо повиновение Всевышнему, потому что потеряли страх.
Зная, что люди очень быстро сходят с прямого пути, Аллах вновь и вновь говорит:
«О, люди! Бойтесь Господа вашего, ибо великим станет потрясение Часа этого!» (аль-Хадж, 1).
Всевышний напоминает людям о Дне суда и расчета, когда нечестивцы ничем не смогут откупиться от предстоящего наказания, и когда не будет им заступника: «В этот День, который вы непременно увидите, забудет каждая кормящая о том, кого она кормила, и выкинет каждая беременная плод свой, и увидишь ты людей (будто) пьяными, но будут они не пьяны, а устрашены суровой карой Аллаха!» (аль-Хадж, 2).
Всевышний предостерегает творения от наказаний Геенны, по сравнению с которым любая тягость этого мира покажется чем-то незначительным:
«И будут те, кто по левую сторону. Кто же будет по левую сторону? Они окажутся под знойным ветром и в кипятке, в тени черного дыма, которая не приносит ни прохлады, ни добра» (аль-Ваки'а, 41-45).
Он наказывает их Своей карой в этом мире: «Бойтесь испытания, которое постигнет не только тех из вас, которые несправедливы. И знайте, что Аллах силён в наказании!» (аль-Анфаль, 25).
Однако Коран содержит не только предостережения, но и аяты, дарующие грешникам великую надежду на прощение и милость Господа. Страх не может существовать без надежды. Если бы люди жили только страхом, они бы не смогли спокойно спать, есть, пить и веселиться. А если бы у людей была бы лишь надежда без страха, они бы оставили поклонение и всецело погрязли бы в грехах.
В Коране есть множество примеров того, как надежда и страх идут рука об руку:
«Поистине, Господь твой скор в наказании и, поистине, Он — Прощающий, Милосердный» (аль-А'раф, 167).
С одной стороны, Аллах – скор в наказании для тех, кто отверг Его руководство и прожил свою жизнь в ослушании и неверии. С другой стороны, Он прощает грехи тех, кто оставляет ослушание, кается в своих грехах и возвращается к повиновению.
В жизни человека должна существовать гармония между этими двумя качествами. Страх должен толкать людей к повиновению и усердию в поклонении, а надежда должна помогать им не отчаиваться из-за грехов и проступков.
Пророк Мухаммад (с.а.с.) изрек:
«Если бы знали верующие о том, какому наказанию Аллах может подвергнуть их за их деяния, никто из них не осмелился бы желать для себя Рая. А если бы неверные знали о том, сколь велика милость Аллаха, то никто из них не терял бы надежды на Его Рай!» (Муслим)
Удивительные слова, ведь неверующим хорошо будет известно о том, что за их неверие и ослушание их ждет вечный огонь Ада. Однако если бы они узнали о величии милости Всевышнего Аллаха, то даже у них возникла бы надежда на спасение.
В другом хадисе Пророк (с.а.с.) сказал:
«Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же (близок к каждому) огонь» (аль-Бухари).
В каких же ситуациях должен проявляться страх, а в каких – надежда?
Ученые говорят, что здоровому, молодому человеку, перед которым есть все возможности для совершения греха, а также большой соблазн совершить что-либо порицаемое, следует делать упор на страх перед гневом Всевышнего Аллаха.
Упор на надежду следует делать тем, кто уже совершил великий грех. Им нужно покаяться перед Аллахом и вспомнить о том, что Он непременно прощает любой грех, сколь бы он великим ни был, если человек искренен в своем покаянии. Также вооружиться надеждой необходимо людям, которые утеряли свое здоровье, либо же они ожидают скорой смерти.
Если же эти люди сами не могут избавиться от страха, который мешает им должным образом совершать поклонение, им следует напомнить о том, насколько милостив Всевышний Аллах:
«О, сын Адама! Воистину, пока ты обращаешься ко Мне с мольбой и надеешься на Меня, Я буду прощать тебе то, что ты совершил из грехов, и не буду обращать на них никакого внимания! О, сын Адама! Даже если бы твои грехи достигли небесных вершин, а потом ты попросил бы у Меня прощения, то Я обязательно простил бы тебя! О, сын Адама! Поистине, даже если бы ты пришёл ко Мне с грехами величиной с Землю, а потом встретил Меня, не приобщая ко Мне ничего в сотоварищи, то Я обязательно пришел бы к тебе с прощением, которое покрыло бы эту Землю» (ат-Тирмизи).
Islam-Today
Автор: Валиулла Галимов