• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

История "отца оптики" - Ибн аль Хайсама

1610

История

Ибн аль Хайсам родился в Басре, Ирак, в 965 году. О его ранних годах известно мало, за исключением того, что он служил в Басре в качестве визиря. Предпочитая науку политике, он проводил большую часть своего времени, изучая Аристотеля, Евклида и других греков, развивая свои собственные увлечения математикой, физикой и астрономией.

Вскоре он отправился в Каир, чтобы поступить на факультет «Дома знаний», основанного халифом Хакимом. Рассказывают, что стоя перед Хакимом, он был так уверен в себе, что утверждал, что может достичь того, чего египтяне никогда не достигали: контролировать ежегодное наводнение Нила. Аль-Хаким с энтузиазмом финансировал его проект, и Ибн аль-Хайсам отправился в экспедицию.

Изучив мощный поток Нила на южной границе Египта, Ибн аль-Хайсам понял, что задача выходит за рамки его возможностей. Он объяснил это тем, что любая цивилизация, способная создавать такие чудеса инженерной мысли, как Великие пирамиды, несомненно, давно бы регулировала течение Нила, если бы это было возможно.

Он вернулся в Каир и, чтобы избежать ожидаемого гнева аль-Хакима, симулировал безумие. Он провел остаток своих дней, копируя рукописи в Доме знаний. Однако занятия наукой он не бросил. Ибн аль-Хайсам продолжал изучать математику, физику, астрономию и оптику.

В своей величайшей работе «Китаб аль-Маназир» («Книга оптики») он отразил свои исследования о природе света и сделал величайшие открытия, опровергнув идеи Евклида и Птолемея. В своих трудах ученый смог объяснить феномен зрения как процесса, в котором лучи, поступающие в глаз от объектов, формируют внутри хрусталика изображение.

Он пришел к своему заключению с помощью экспериментов, в которых использывались линзы, зеркала и «камера-обскура», что с латыни переводится  как просто «темная комната». Ибн аль-Хайсам отказался принимать труды тех, кто был до него, полагаясь вместо этого на свои собственные эксперименты и накопленные данные.

"Человек, изучающий науку с целью познать истину, должен превратиться в враждебного критика всего, что он изучает", - заметил он в труде «Аль-Шукук аля Батламьюс» («Сомнения в отношении Птолемея»). - «Он должен критиковать это с любой точки зрения и во всех ее аспектах. И хотя он, таким образом, занимается критикой, он также должен с подозрением относиться к себе».

Также Ибн аль-Хайсаму принадлежит ряд сочинений по астрономии и геодезии: «О свете светил», «О формах затмений», «О движении Луны», «Об определении полюса с наивысшей точностью», «О параллаксе Луны», «О часовых линиях», «О сущности следов, видимых на поверхности Луны», «Об определении меридиана по одной тени», «О горизонтальных солнечных часах», «О различиях в высотах светил», «О способах наблюдений», «Об определении азимута киблы», «Об определении расстояния между двумя городами с помощью геометрии» и др.

А в «Книге о форме мира» Ибн аль-Хайсам развивает излагавшуюся ал-Фаргани и ал-Хазином идею о массивных эфирных орбитах планет.

Ася Гагиева

Также по этой теме читайте:

Мусульманский ученый, предвосхитивший открытия Коперника

Мусульманский ученый, предвосхитивший открытия Коперника

Мусульманский ученый, ставший самым известным астрономом Ирака

Мусульманский ученый, ставший самым известным астрономом Ирака

Мусульманские философы, которых должен знать каждый

Мусульманские философы, которых должен знать каждый

Комментарии

Яндекс.Метрика