Мусульманский ученый, ставший самым известным астрономом Ирака

3503

Абу Машар родился 787 в городе Балх (нынешний Афганистан), который в то время был одним из образовательных центров исламского мира.

Абу Машар родился 787 в городе Балх (нынешний Афганистан), который в то время был одним из образовательных центров исламского мира.

Известный средневековый библиограф Ибн ан-Надим, упоминая в своем своде сведений о литературе на арабском языке, знаменитом «аль-Фихристе», о Джафаре Абу Машаре аль-Балхи, более известном на Западе как Альбумасар, писал, что тот, будучи знатоком хадисов, вел теологические споры с Абу Юсуфом аль-Кинди, первым арабским философом.

Эти споры возбудили у него интерес к астрономии и геометрии, и он стал самым известным астрономом при дворе халифов из династии Аббасидов в Багдаде.

И хотя большая часть его работ по астрономии была утеряна, он вошел в мировую историю как переводчик трудов Аристотеля по естественным наукам.

Абу Машар родился 787 г. в городе Балх (нынешний Афганистан), который в то время был одним из образовательных центров исламского мира.

Это был в полном смысле космополитический город, где преподавали греки, китайцы, сирияки, персы.

В нем мирно сосуществовали еврейская, несторианская, манихейская, буддийская, индуистская и зороастрийская религиозные общины.

Затем молодой человек переехал в Багдад. Халиф аль-Мамун (правил 813–833) пригласил его ко двору, как знатока хадисов, однако диспут с аль-Кинди, произошедший примерно в 825 году, изменил его жизнь.

Он предложил ему заняться точными науками, чтобы лучше понимать логические философские аргументы и, хотя Абу Машару к тому времени было около 50 лет, он принял этот вызов и через короткий промежуток времени прекрасно разбирался в греческих, индийских и персидских текстах по астрономии и математике.

В своей книге «Доказательства науки о звездах» он писал о том, что к основным четырем элементам из которых состоит материальный мир (земля, воздух, огонь и вода) можно добавить пятую – небесные тела, которые можно изучать.

В своих научных исследованиях он опирался на физику Аристотеля и пришел к выводу, что некоторые небесные тела могут влиять на земные объекты. Так родилась теория о природе воздействия Луны на морские приливы и отливы.

Подобно многим своим современникам Абу Машар полагал, что передача – важнейший элемент процесса получения любого знания. Он приводил в пример науку об изучении хадисов, когда мухаддисы собирали примеры высказываний и действий пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отделяли истинное от ложного и фиксировали знание.

Он также полагал хадисоведение основой любой науки, так как сам метод, заложенный в изучении хадисов, помогал правильно организовывать научные исследования.

Неоспорим вклад Абу Машара в мировую науку: его переводы сочинений Аристотеля в средние века служили источником знаний для европейских ученых.

Его «Введение в науку о звёздах», написанное в Багдаде в 848 году было переведено на латынь под названием «Introductorium in Astronmiam» в 1133 году и ещё раз в1140 году Германом Каринтским и издано отдельной книгой в Аугсбурге

Ибн ан-Надим приводит список из более чем 30 работ по астрономии, написанных Абу Машаром.

Среди них «Книга об указании небесных тел», «Книга об определении совпадения планет», «Зидж тысяч», «Зидж соединений и проникновений», «Книга о форме небесной сферы и различии её восхождений», «Книга об определении времени по двенадцати светилам».

В те времена когда наука была еще в зачаточном состоянии эти переводы и оригинальные работы Альбумасара (как его называли в Европе) придавали небывалый импульс развитию научных исследований.

Ильдар Мухамеджанов

Познавательно? Сделайте репост этой статьи на Facebook!

Социальные комментарии Cackle
Home