• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Столкновение Запада и Востока. Конфликт пониманий смыслов историй

Время чтения: 4 мин
6420

Столкновение Запада и Востока, продолжается уже не одну тысячу лет. С некоторых пор оно трансформировалось в столкновение идеологий или, говоря иначе, стало столкновением двух противоположных друг другу пониманий смысла истории.

В западном понимании смыслом истории является так называемый прогресс, как развитие от дикости к высотам духовности, от бытовой грязи к гигиене и другим благам цивилизации. При всех недостатках и болезнях роста этой западной модели развития, именно разум, интеллект, знания, навыки и умения человека (как технологии, так и социальные институты), используются для улучшения человеческой жизни и общества.  Причем данная модель развития, не отвергая духовную природу и потребности человека, признает также и его свободу.

Понимание смысла истории в Исламе сильно отличается от понимания западного. Не скажу, что таковое понимание истории заложено собственно в самом Исламе, представленном его первоисточником – Кораном. Но с точки зрения мусульманской интеллектуальной традиции, которая развивалась стараниями многих поколений богословов, история, увы, представляет собой непрерывный регресс. Например, Золотой век, когда жил эталон человеческой личности – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), Праведные халифы, и их последователи и ученики сменился эпохой идейной смуты и еретических расколов. Даже сегодня в своих проповедях имамы утверждают, что жизнь все время ухудшалась и далее, она также будет катиться по наклонной вниз.

Регрессивность смысла истории, характерная для мусульман, заключается и выражается в стремлении восстановить модель прошлого, поскольку именно в нем они и видят свой духовный и социальный идеал. И хотя такое видение истории характерно для абсолютного большинства мусульман, тем не менее, наиболее ярыми приверженцами такого понимания истории являются радикальные исламские религиозные течения. У их последователей не только цель жизни лежит в прошлом, но они готовы идти к своей цели используя вооруженную борьбу и принудительное насаждение «исламского» образа жизни. Этим они отличаются от умеренных мусульман, поскольку последние делают ставку на проповедь, мирный призыв (зовущий всё к тому же регрессивному пониманию истории). Поэтому там, где умеренный мусульманин, услышав звон церковных колоколов, хоть нахмурит брови, но пройдет мимо, радикальный мусульманин пойдет собирать бомбу, чтобы подорвав ее, восстановить правильное течение истории в том виде, в котором он себе его представляет.

Итак, сутью регрессивного исторического мышления мусульман является культ «чистоты», выражающийся в идеализации и романтизации прошлого. Кстати, данная болезнь сознания характерна как для Запада, так и для Востока. С детства нам знакомы романы о благородных рыцарях, которые преподносятся в качестве эталона мужества, чести, достоинства. На фоне повальной романтизации института рыцарства, существуют лишь единицы исследователей-европейцев, которые стремятся разоблачить мифологию рыцарства, показав истинное лицо своих древних предков и их нелицеприятные поступки. Иными словами, европейцев, мечтающих о восстановлении средневековых порядков и образа жизни ничтожно мало. Можно ли сейчас представить себе Европу, большинство исторического населения которой желало бы установления феодализма, соответствующих ему законов и торжества теократии с дубинкой инквизиции наперевес и охотой на ведьм?

А как с этим обстоит дело в мусульманском мире?

Увы, многие, если не большинство мусульман с детства воспитываются в духе священного трепета перед «Золотым Веком», оставшимся  в прошлом. С психологической точки зрения при таком воспитании с человеком происходит следующее: убежденный, что лучшее осталось в прошлом и приученный к неприятию настоящего, он, не имея каких либо надежд на лучшую жизнь в мирском будущем, оказывается лишенным каких-либо мотиваций для своего существования в этом мире сейчас. Ему остается либо прозябать в окружающей его бессмыслице, либо влиться в ряды «священных воинов джихада», чтобы бороться с существующей реальностью. Это для него единственный способ если уж не восстановить идеальное прошлое, то хотя бы своим самопожертвованием снискать Божью милость, и, наконец, заслужить рай. Именно в этом безысходном отчаянии человека, потерявшего, точнее, никогда и не знавшего смысла существования себя в этом мире, кроются истоки всякого рода извращений с исламским обликом.

Жизнеспособные общества и государства создаются в настоящем с верой и надеждой на будущее и продолжают жить, ведомые верой и надеждой. Именно так создавалось первое исламское государство. Жизнеспособный и созидательный человек живет питаемый такими же  ценностями: веря в будущую встречу с Создателем, и любя свое настоящее, которое Он даровал ему.

Однако насколько подобное отношение к будущему характерно для современных мусульман?

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle