• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ислам на туманном Альбионе. Часть 2

Время чтения: 12 мин
3027

Европа представляет себя множеством стран, у каждой из которых своя многовековая история, свои взлеты и падения, свои межконфессиональные и межнациональные отношения, своя политика и культура. Однако, стоит отметить, что из всех существующих стран Западной Европы именно у Великобритании всегда были «особые отношения» с исламским миров. Такие имена, как ар-Рази, Авиценна (Ибн Сина) и Аверроэс (Ибн Рушд) создали основу интеллектуальной и научной жизни Великобритании. О том, как складывались отношения местных жителей с мусульманским обществом и как дела обстоят на Туманном альбионе с последователями Пророка (мир ему и благословение), мы расскажем Вам в этом материале.

В предыдущем материале мы узнали, как ислам проник на территорию Великобритании, кто помог мусульманам адаптироваться, почему британцы массово начинали принимать Ислам, в том числе и британский консул в Египте Бенджамин Бишоп. Сегодня мы ознакомимся с мечетями Великобритании, что такое «завии», узнаем, что произошло с Исламом и мусульманами в XIX веке и как дела обстоят на сегодняшний день.

К концу XIX столетия политики и промышленники начали задумываться о нелегкой доле моряков. В 1911 году Хавелок Вилсон объединил моряков в единый профсоюз и объявил забастовку, требуя улучшения их условий труда.

Безусловно, приток дешевой рабочей силы из-за рубежа отрицательно сказывался на заработной плате британцев. В конце концов в 1912 году около 9 тысяч иностранных моряков были уволены. Эта забастовка стала попыткой профсоюза защитить интересы остальных, добиться для них повышения зарплаты и улучшения условий работы.

После этого большинство моряков-иностранцев занялись малым бизнесом. Их сообщества появились в Ливерпуле, Кардиффе и т. д. Большинство среди них составляли арабы из Йемена.

К середине 50-ых годов XIX века в британских городах проживали сотни мусульман. Многие из них женились на англичанках, некоторые из которых приняли Ислам. Они заботились о доме и детях, в то время как их мужья работали – как правило, в небольших магазинчиках или мастерских, где им доводилось много общаться с местным населением.

По мере того, как семьи мусульман росли, росла и их потребность в исполнении религиозных обрядов. Многие из них придерживались суфизма. Нельзя не отметить тот вклад, который они внесли вклад в строительство небольших обителей-мечетей (завии), где мог прочитать намаз каждый мусульманин. Обычно подобный аналог современного исламского центра занимал часть дома и мог вместить до 50 молящихся.

Здесь же проводились ритуалы бракосочетания, имянаречения, обрезания и похорон. Именно в завиях мусульмане собирались во время религиозных праздников. Здесь обучались Исламу как дети, так и взрослые.

Завии стали подлинным средоточием жизни мусульманского сообщества. Именно в этих стенах часто зарождались и крепли узы дружбы и родства.

Что касается женщин, то именно они вносили стабильность в жизнь сообщества. Часто молодым девушкам приходилось покидать собственную семью, чтобы выйти замуж за мусульманина. Имамом завии в Кардиффе был шейх аль-Хакими. Одна из женщин сказала о нем: «До появления здесь шейха мы чувствовали себя просто «арабскими женами», но с его приходом все изменилось. Нам стало лучше. Мы осознали, что у нас – своя религия и свой духовный лидер, которым мы гордимся». Стоит отметить, что Шейх часто посещал учреждения для сестер-мусульманок.

Для женщин завиии становились источником утешения и внутренней силы, которую они передавали всему сообществу. И подобная забота оправдала себя: были случаи, когда дети матерей-англичанок отправлялись в египетский университет Аль-Азхар для изучения Ислама.

Шейх аль-Хакими скончался в Кардиффе в 1934 году. Его сменил шейх Ахмед. Последний проявил значительную активность в области политики, он наладил контакты с правительством Великобритании и обсуждал с ним вопрос о будущем арабского мира.

В то же время в середине 20-го века в страну начали прибывать многочисленные мусульмане со всех уголков планеты, и со временем завии постепенно утратили свое былое значение.

Примечательно, то вплоть до 1914 года главными центрами «организованного Ислама» в Великобритании были Ливерпуль, Лондон и Уоркинг. В Лондоне росло сообщество мусульман, преимущественно выходцев из Индии.

С 1907 года начало действовать Исламское общество, которое стало преемником Панисламского общества, выросшее из организации Анджуман-и-Ислам, основанной в 1886 году. Общество выпускало ежемесячный журнал под названием «Свет мира» и переиздало книгу доктора Стабба «Рассказ о возникновении и развитии Магометанства».


Стоит отметить, что для мусульман-солдат, а также вдов и детей ветеранов войны был создан специальный фонд. Среди его патронов были Балфур, Ллойд Джордж и Чемберлен. К тому же в городе планировалось построить центральную мечеть по образцу парижской, обслуживавшей 30-тысячное мусульманское сообщество. К сожалению, последний проект так и не был осуществлен.

В 1884 году доктор Готтлиеб Вильгельм Лейтнер, ориенталист и путешественник, рожденный в Будапеште в 1840 году, покинул свой пост декана Университета Пенджаба, где проработал 20 лет, и приехал в Англию. Как лингвист, он лелеял мечту создать институт востоковедческих исследований и восточной литературы, который мог бы быть исламским университетом. В 1889 году профессор Лейтнер построил мечеть на деньги Ее Высочества Бегам Шан Джахан, правительницы штата Бхопал. Она была названа ее именем. Публично профессор отрицал, будто его цель – способствовать развитию Ислама, хотя построенная им мечеть привела в эту религию многих людей.

После смерти профессора Лейтнера в 1899 году значение мечети начало уменьшаться, и так продолжалось до появления Кваджа Камал-уд-Дина, блестящего ученого и барристера, выходца из региона, который сегодня входит в состав Пакистана. Он сделал многое для распространения Ислама.

В 1912 году профессор прибыл в Ричмонд и начал публиковать свои статьи в журнале «Исламик Ревью». В 1913 году Лейтнер отреставрировал мечеть в Уоркинге и вдохнул в нее новую жизнь. При этой мечети он создал специальную миссию, задача которой заключалась в помощи новообращенным мусульманам. В декабре того же года о принятии Ислама объявил член Палаты лордов, Одиннадцатый барон Хедли. Однако Хедли был далеко не первым пэром, принявшим Ислам. За полстолетия до него мусульманином стал лорд Стенли, дядя Бертрана Рассела.

Хедли был гражданским инженером и некоторое время работал в Индии. Изучив Ислам, он принял эту религию в 1896 году, взяв при этом титул Шейх аль-Фарук. Вскоре он стал активным участником британского мусульманского движения. Он писал много статей для «Islamic Review», а в 1923 году совершил хадж.

Именно принятие Ислама Хедли способствовало пробуждению интереса любопытной британской публики к этой религии, поскольку оно продемонстрировало, что Ислам подходит не только полуцивилизованным муллам и любителям провозглашать себя Махди, но и образованным гражданам Великобритании.

И сама деятельность миссия, и мечеть способствовали принятию Ислама многими британцами, в особенности представителями среднего и высшего классов общества. Среди новообратившихся были профессор Мустафа Леон, Стенли Масгрейв, Халид Шелдрейк и Йеха эн-Наср Паркинсон.

Лекции и дискуссии проходили в отелях, а также домах знаменитых мусульман и немусульман. В день рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) для проведения лекции о его жизненном пути нанимался отель. Во время двух мировых войн политическая жизнь затихла, а люди обратились к поиску высшего смысла своей жизни. К 1924 году в Великобритании, по различным оценкам, было около тысячи новообратившихся.

Мечеть в Уокинге явилась также социально значимым центром Ислама в Великобритании. Здесь часто встречали почетных гостей из-за рубежа. Среди них были индийские принцы, король Иордании Абдулла, Султан Сокоты (Нигерия) и семья короля Сауда (Саудовская Аравия). «Islamic Review» же регулярно публиковал новости о людях, принявших Ислам. Он предоставлял своим читателям информацию о религиозной и социальной жизни мусульман. Именно в этот период времени вышли два перевода Корана на английский язык, получившие наибольшее распространение.

Нельзя обойти стороной такую личность, как Мармадук Пиктхолл. Родился он в Саффолке в семье проповедника и был одним из представителей среднего класса, высоких профессионалов в своей области. Молодым человеком он поехал изучать арабский язык в Палестину, Сирию и Египет. Он старался походить на жителя каждой страны, куда приезжал, во всем, включая язык и одежду.

За два года, проведенные в Палестине, Пиктхолл был разочарован жившим там европейским христианским сообществом, которое показалось ему слишком снобистским, что уже тогда подтолкнуло его к мысли о принятии Ислама.

Пиктхолл был писателем. За период с 1903 по 1921 год он опубликовал девять романов, действие которых происходило в Сирии, Палестине, Египте, Йемене и Турции. Он также написал шесть романов о жизни в Англии, и три серии коротких рассказа, посвященных в основном Ближнему Востоку. В 1921 году Форстер отзывался о нем как о «единственном современном английском романисте, понимающим Ближний Восток».

Пиктхолл также совершил путешествие в Турцию, где учил турецкий язык. Он встречался с прогрессивными имамами и видел, что не существует противоречия между Исламом и модернизацией. Он считал Турцию надеждой мусульманского мира и хотел, чтобы турки больше придерживались своих исламских корней, чем стремились стать похожими на европейцев, и чтобы вторым языком этой страны был арабский, а не французский.

После возвращения в Европу Пиктхолл стал проявлять все больший интерес к ближневосточной политике. Он был против пропаганды евангелистов в Турции и выражал недовольство, что европейские державы используют ее в своих интересах.

После Первой мировой войны политические интересы Пиктхолла переместились из Турции в Индию. В ходе войны он установил контакты с молодыми мусульманами, большей частью выходцами из Индии, совершавшими намаз в мечети Лондона. В 1920 году Пиктхолл вместе с женой отправился в Индию, которая стала его домом на последующие 15 лет. Там он посвящал свободное время изучению урду.

В 1928 году благодаря оплаченному отпуску Пиктхолл смог закончить свой перевод Корана. Этот перевод стал первым, выполненным мусульманином, чьим родным языком был английский. В ходе своей работы Пиктхолл консультировался с учеными из Европы и Египта, куда он совершал непродолжительные поездки, живя в Хайдерабаде.

Окончательным названием работы Пиктхолла, вышедшей в свет в 1930 году, стало «Значения Священного Корана», поскольку, как он утверждал: «Коран невозможно перевести. Такова точка зрения придерживающихся традиций шейхов и автора». Книга была опубликована в 1930, а позднее – в 1939 году. С тех пор она переиздавалась несколько раз в различных странах, включая Великобританию, США, Индию, ОАЭ, Ливию, а также была переведена, в свою очередь, на турецкий, португальский, урду и другие языки.

Пиктхолл скончался 19 мая 1936 года и был похоронен на мусульманском кладбище Уокинга.

История развития Ислама в Великобритании связано с еще одним именем – Абдуллой Юсуфом Али, который родился в Сурате (Индия). Его отец был шефом местной полиции. Он получил образование в мусульманской школе Бомбея, а затем учился в шотландском миссионерском колледже. Любовь к знаниям позволила ему получить первый диплом в 19 лет, после чего он смог получить стипендию для изучения права в Кембридже.

 

Спустя три года, получив второй диплом, он успешно сдал экзамен и поступил на престижную гражданскую службу Индии. Он был назначен членом магистратуры Сахаранпура. Выполняя свои должностные обязанности, он встречался с такими выдающимися фигурами, как сэр Сайид Ахмед Хан, произведшим на него глубокое впечатление.

Абдулла Юсуф Али вернулся в Великобританию в 1990 году и женился на англичанке – Терезе Шалдерс. Он пользовался большой популярностью как защитник прав индийских мусульман, завоевал за серию лекций медаль Королевского общества искусств и был признан изданием «Times» «очень талантливым гражданским служащим Индии и представителем великой магометанской страны».

Когда в 1916 году открылось Мусульманское литературное общество, Юсуф Али был избран его президентом. Во многом – дитя своего времени, он был предан Британской империи. Во время Первой мировой войны он пошел служить добровольцем и выполнял различные поручения Короны, в основном связанные с пропагандой среди союзников. В 1917 году он был удостоен правительственной награды.

Во Время Всемирного конгресса религий в Оксфорде в 1937 году Юсуф Али представлял Ислам. Он много говорил о необходимости понимания и гармонии между последователями различных конфессий.

Свои преклонные годы он провел в Лондоне, часто выступая на межконфессиональных собраниях. Однако инициативы, которые поддерживал Юсуф Али, приходили в упадок одна за другой. Отказ Лиги наций выступить в защиту Эфиопии против Муссолини, а также попустительство сионизму в конце концов открыли Юсуфу Али глаза на реальное положение дел. Необходимость приобретения мусульманской Индией независимости стала для него очевидной.


В 1953 году Юсуф Али скончался в Лондоне в крайней нищете. Он был похоронен на мусульманском кладбище Уокинга рядом с Пиктхоллом.

Как же дела в Туманном альбионе с последователями Пророка (мир ему и благословение) обстоят сегодня? На сегодняшний день в Британии проживает от 1,5 до 2 миллионов мусульман. В некоторых городах страны – Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль и другие – приверженцы Ислама составляют десятую часть населения.

В Британии действует около двух тысяч мечетей, сотни медресе, несколько исламских университетов. Приверженцы Ислама в этой стране объединены в различные организации, отличающиеся активность и высоким уровнем профессионализма. Лондон в конце XX века фактически стал одним из центров исламского мира.

Стоит знать, что численность и влияние общины растет не только за счет иммигрантов, но и благодаря тем, кто принимает Ислам из числа коренных жителей.


Согласно официальным данным, мусульманское население Англии и Уэльса растет быстрее по сравнению с остальным населением. При этом, среди мусульман наблюдается высокая рождаемость и сравнительно меньшее количество пожилых людей. Каждый третий мусульманин моложе 15 лет, по сравнению с каждым пятым в остальном населении. В Шотландии количество мусульман составляет 77000, в Северной Ирландии – 3800.

Совет мусульман Британии изучил данные за перепись 2011 года, согласно которым мусульмане все еще составляют незначительное меньшинство всего населения, так каждый 20 является мусульманином. Такая статистика противоречит популярному убеждению британцев, которые, согласно последнему исследованию, увеличивают долю мусульман в стране почти в четыре раза.

Что интересно, половина населения мусульман в Англии и Уэльсе – коренные жители этой страны и почти ¾ (73%) идентифицируют себя как британцы.

По словам заместитель премьер-министра Британии Никв Клегга, «каждый человек, независимо от происхождения и обстоятельств, должен обладать равными правами на благополучную жизнь. Без сомнения, мусульмане Британии вносят огромный вклад в процветание страны».

За последние 10 лет наблюдается распространение мусульман по всей стране. Однако около 80% мусульман живут в городских кварталах Большого Лондона, Уэст-Мидлендса, в Йоркшире и Хамбере.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

 

Социальные комментарии Cackle