• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ислам на туманном Альбионе

Время чтения: 10 мин
3394

Европа представляет собой множеством стран, у каждой из которых своя многовековая история, свои взлеты и падения, свои межконфессиональные и межнациональные отношения, своя политика и культура. Однако стоит отметить, что из всех существующих стран Западной Европы именно у Великобритании всегда были «особые отношения» с исламским миров. Такие имена, как ар-Рази, Авиценна (Ибн Сина) и Аверроэс (Ибн Рушд) создали основу интеллектуальной и научной жизни Великобритании. О том, как складывались отношения местных жителей с мусульманским обществом, и как дела обстоят на туманном Альбионе с последователями Пророка (мир ему и благословение), мы расскажем Вам в этом материале.

Первоначально мусульмане высадились на туманном Альбионе как исследователи и торговцы. Торговля играла большую роль при короле Оффе Мерсийском, знаменитом англо-саксонском правителе восьмого столетия, прославившимся строительством дамбы. На его монетах было выгравировано мусульманское свидетельство веры «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – его раб и посланник» на арабском языке.

Позднее отношения с исламским миром были омрачены крестовыми походами, в которых британцы принимали активное участие. Так, в 1147 году был разрушен мусульманский город Лисбон, при этом убиты на поле брани осталось 150 тысяч мусульман. Главную роль в этом сыграли солдаты Норфолка и Саффолка.

Однако именно Англия стала первой страной Европы, в которой после периода средневековья началось Возрождение, во многом благодаря влиянию исламской культуре.

Уже к XIV в., после крестовых походов, благодаря внедрению некоторых мусульманских традиций в культурную жизнь Великобритании, начиная с архитектурных деталей и специй и заканчивая столь знаменитой английской галантностью, исламский мир стал пользоваться большим уважением в этой стране. Такие имена, как ар-Рази, Авиценна (Ибн Сина) и Аверроэс (Ибн Рушд) создали основу интеллектуальной и научной жизни Великобритании.

Начиная с XVI в. у Британии установились тесные связи с исламским миром, особенно с Османской империей, которая в то время простиралась на Запад через Центральную Европу и Средиземноморье. Лондон расширял свою торговлю на Восток.

К 1620 году военно-морское присутствие Стамбула стало ощущаться поблизости от Британских островов, вследствие чего нередко происходили стычки. Представителей династии Стюартов больше всего беспокоило то, что османские флотилии часто возглавляли англичане, принявшие ислам и «ставшие турками».

В годы правления Елизаветы I в странах Северной Африки проживало больше англичан, чем в зарождавшихся в то время североамериканских колониях. В одном лишь Алжире находилось около 5000 британцев, большая часть которых приняли ислам. Британские путешественники, отправлявшиеся на Восток, нередко привозили рассказы о своих «сменивших веру» товарищах, поступивших на службу в Османскую империю. К примеру, один из пользовавшихся наибольшей властью османских вельмож конца XVI столетия, Хасан Ага, ранее был британцем Самсоном Роули. Знаменитый палач правителя Алжира ранее был палачом из Эксетера, прозванным «Абсалом» (Абд ус-Салам). А известный османский генерал по прозвищу «Инглиз Мустафа» (Мустафа-англичанин), фактически был шотландцем, принявшим Ислам и примкнувшим к янычарам.


Англичане, принимавшие ислам, во многих случаях были не рабами, а свободными купцами или служащими Короны. Их привлекала жизнь, которую они видели в Османской империи.

Посол сэр Томас Ширели считал, что чем большее время проводит англичанин в исламских странах, тем больше он начинает подражать манерам мусульман. Ислам оказывал более сильное воздействие, чем английской образ жизни, и именно этим, а вовсе не завоеваниями, объяснялась его растущая популярность. В 1606 году принял ислам даже британский консул в Египте Бенджамин Бишоп.

В эти годы особо процветала торговля Лондона с Оттоманской империей. К концу XVII в. она составляла уже четвертую часть внешнеторгового оборота Великобритании.

В XVI-XVII вв. в Британии стала чувствоваться определенная мода на ислам. Первым британским мусульманином, имя которого сохранилось в историческом источнике – книге «Путешествие в Триполи», написанной в 1583 году, был сын лейб-гвардейца Гвардии Ее Величества Джон Нельсон.

В 30-е годы XVII в. в Оксфордском и Кембриджском университетах были учреждены кафедры арабского языка, поскольку в то время британские ученые испытывали большую потребность в переводах с арабского научных трудов самых различных отраслей: математики, астрономии, медицины и т.д. Начиналась эпоха Возрождения.

В 1649 году Александр Росс перевел Коран на английский язык. Несмотря на то, что и в ту эпоху ислам и мусульмане в Европе подвергались довольно сильной критике, в Англии преобладал взвешенный подход. Доктор Генри Стабб стал первым европейским христианином, писавшим об исламе благосклонно. Он получил образование в Вестминстере и Оксфорде, работал врачом в Варвике и был придворным лекарем Короля Джеймса. Его перу принадлежит книга «Рассказ о возникновении и развитии Магометанства и доказательства необоснованности обвинений христиан в адрес этой религии и ее Пророка». Этот труд стал ошеломляющим для своего времени. К сожалению, эта работа так и не была опубликована, однако по меньшей мере 6 экземпляров ее тайно находились в обращении. Из них на сегодняшний день в частной библиотеке Его Преподобия Джона Диснея сохранились по меньшей мере три. Последний знаменит тем, что в начале XIX столетия потряс традиционную церковь, публично объявив об обращении в Унитаризм, т.е. отверг догмат о Троице и признал Единобожие.


Вернемся к торговым отношениям между Англией и мусульманским Востоком. Британская Ост-Индская компания, основанная в 1600 году, стремилась извлечь максимум прибыли из торговли специями с Востоком. Однако в ходе конкурентной борьбы Голландия вытеснила ее из Индии – страны, где в то время правила влиятельная мусульманская династия моголов. В то время Индия была центром высокоразвитой культуры и цивилизации и привлекала купцов со всего мира.

Тем не менее, Ост-Индская компания успела сыграть большую роль в развитии британской экономики и общества. В XVIII веке компания вновь обрела огромную мощь. Она даже располагала собственной армией, используемой для захвата территорий.

По мере того, как власть моголов ослабевала, Ост-Индская компания становилась инструментом для распространения британского господства на большую часть территории Индии. Контроль Великобритании над Индией, осуществлявшийся посредством торговли, захвата и колонизации, привёл к постепенной миграции части населения последней в Великобританию.

Стоит отметить, что среди молодых англичан было немало тех, кто отправлялся в Индию в поисках удачи. Некоторые возвращались домой разбогатевшими и постепенно формировали новый класс – «набобов». Эти люди привозили с собой индийских слуг. Многие британские семьи, собираясь из Индии в долгий путь на родину, брали с собой нянь, которые присматривали за детьми в дороге. Лишь у некоторых из этих нянь нашлись деньги на то, чтобы вернуться домой, остальные же осели в Великобритании.

В 1877 году Королева Виктория провозгласила себя Императрицей Индии, однако она так ни разу и не побывала в этой стране. В 1887 году, после ее юбилея, при королевском дворе появилось несколько индийских слуг вместе с женами.

Индийский мусульманин Абд уль-Карим был королевским фаворитом. Позднее он стал секретарем Королевы Виктории. Она брала у него уроки хинди и поощряла своих фрейлин, также проявлявших стремление изучать этот язык. Позже Абд уль-Карим был удостоен титула «Компаньона Индийской империи», считавшегося очень почетным. То внимание, которое Королева уделяла своему слуге-индусу, шокировало двор, и после смерти Виктории Абд уль-Карим был отправлен обратно в Индию.

К XIX веку на территории Великобритании было уже довольно много бизнесменов-мусульман. Среди них одним из самых известных стал основатель знаменитых «Ванн Магомеда» на побережье в Брайтоне Сейк Дин Мухаммад. Родился он в Индии, в Патне, в 1759 году. В 1784 году Мухаммад приехал в Великобританию вместе с капитаном Бейкером, офицером Восточно-индийского полка. Он поселился в ирландском городе Корк, где встретился со своей будущей женой, Джейн. Молодые заключили брак втайне от родителей невесты. Его книга, «Путешествия Дин Магомеда», была опубликована в Ирландии в 1794 году. В ней ведется рассказ о захвате Индии Ост-Индской компанией с точки зрения индийского мусульманина.

Из Корка Мухаммад переехал в Лондон, где он открыл кофейню. Позднее ему довелось поехал в Брайтон, на популярный курорт. Там он открыл свои знаменитые паровые (массажные) ванны в 1815 году. Поначалу медицинские круги отнеслись к новшеству с предубеждением, и пациенты побаивались прибегать к новым процедурам. Тогда Мухаммад предложил бесплатно воспользоваться ваннами, и они помогли некоторым из тех пациентов, которые тщетно пытались лечиться другими методами.

В скором времени ванны стали очень популярны. На курорт съезжались не только жители Великобритании, но и европейцы, а врачи прописывали «ванны Магомеда» своим пациентам. В 1822 году Король Георг IV назначил Магомеда «личным массажистом», и эта должность сохранилась за ним при Вильяме IV. Мухаммад был щедрым человеком и лечил бедных бесплатно.


В 1822 году была опубликована его медицинская книга – «Массаж или использование индийских медицинских паровых ванн». Успех книги способствовал тому, что другие предприниматели также начали открывать в Брайтоне массажные ванны.

Говоря об истории взаимоотношений британцев и мусульманского мира, нельзя оставить без внимания такую личность, как Джозеф Солтер: миссионер, живший на Чапел-стрит в Лондоне (ныне – Эдварс-роад) в 1853 году. Он помогал многим мусульманам и сам начал интересоваться их религией и культурой. В конце 50-х годов XIX столетия он подружился с представителями индийской мусульманской элиты. Он узнал многое об исламе как от них, так и от приезжавших в Лондон купцов и студентов, изучающих медицину и право.

На протяжении 39 лет Джозеф Солтер служил сообществу Ласкара как помощник и учитель. Некоторое представление о его жизни можно составить из его дневников «Азиат в Англии», а также «Восток и Запад». Одна из улиц в Восточной части Лондона была названа его именем.

Ярким примером британца-мусульманина стал Уильям Генри Куиллиам из Ливерпуля. Устав от адвокатской практики, он отправился в 1882 году в Южную Францию, а оттуда – в Алжир и Марокко, где и узнал об исламе. Пять лет спустя Уильям принял Ислам и в Ливерпуль вернулся уже под именем шейх Абдуллы Куиллиама. Новообращенный мусульманин на родине стал активно пропагандировать Ислам.


Среди новообратившихся были и его сыновья, а также известные ученые и крупные специалисты. Его мать была активисткой методистской церкви до 1893 года, однако в конце концов и она приняла новую религию. В это время ей было 63. Местные мусульмане назвали ее Хадиджей в честь Матери правоверных.

Вместе с членами своей семьи Куиллиан основал молельню и центр мусульман на улице Маунт Вернон. Он также выпустил три издания книги «Исламская вера», которая в дальнейшем была переведена на 13 языков. Куиллиам стал выдающимся мыслителем мусульманского мира. Османский султан присвоим ему звание «Шейх-уль-Ислам Великобритании». А его сын стал генеральным консулом Великобритании в Стамбуле, прославившимся на весь мусульманский мир.

Правитель Афганистана же направил Куиллиаму щедрый денежный дар, который тот использовал для создания Исламского института и строительства мечети в Ливерпуле, способной вместить сотню мусульман. Пятничные проповеди в этой мечети читались как на арабском, так и на английском языках. Кроме того, начало выходить печатное издание «Полумесяц», знакомившее своих читателей с событиями, происходящими в исламском мире.

В то время в Ливерпуле рождалось очень много внебрачных детей – почти 2 тысячи ежегодно. Многие женщины обращались за помощью в Исламский институт. В 1896 году Куиллиам основал для решения этой проблемы благотворительный центр «Дом Медина», который брал на себя заботу о незаконнорожденных детях и находил им приемные семьи.

При Исламском институте был также открыт мусульманский колледж, в котором как мусульмане, так и немусульмане могли изучать науки, искусство и право. Среди его преподавателей были профессор Хашем Уайлд и профессор Насрулла Уоррен.

Среди немусульман особой популярностью пользовалось общество литературы и диспутов, которое проводило еженедельные собрания. Они (то есть немусульмане) были частыми гостями Исламского института, где могли слушать молитвы и воскресные лекции. Благодаря этой деятельности к 1896 году около полутора сотен англичан приняли Ислам.

Куиллиам не боялся отстаивать свою точку зрения, что проявилось, в том числе, в его выступлениях за прекращение вмешательства Великобритании в дела Судана. Однако по мере роста его успеха усиливалась и неприязнь правящих кругов и церкви. В конце концов в 1908 году Куиллиам был вынужден уехать на Восток, и, к сожалению, после его отъезда как Институт, так и мечеть пришли в упадок.

О том, когда возникла мечеть и кто ее построил, в каких условиях мусульмане Великобритании живут сейчас, каков уровень исламофобии среди британцев, читайте в следующем материале на нашем портале.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle