• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В нем отразились лучшие качества, какие могут присутствовать в человеке

Время чтения: 4 мин
3263

 

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Автор одного из очерков Хасан-Гата Мухамметович Габяши (1863-1936) - выдающийся религиозный и общественный деятель, богослов, ученый-тюрколог. В свое время трижды избирался членом Оренбургского магометанского духовного собрания и исполнял обязанности кадия. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Муфассал тарих каум тюрки» («Подробная история тюркских народов»). Вот как Х-Г.Габяши оценивает личность и труды Марджани.

Islam-today предлагает читателям продолжение очерка

Хазрати Марджани просмотрел одну из моих рукописей, он положительно оценил ее, внес кое-какую правку и разрешил издать отдельно книгой. К сожалению эта рукопись была утеряна при переезде из медресе в родную деревню и издание книги не состоялось.

Наши встречи с богословом имели самый неожиданный характер. По большей части мы встречались с ним в пути между селами Верхняя Серда и Сунгур. Помню одну памятную встречу состоявшуюся зимой, в пургу. Он направлялся в Казань, а мы с моим покойным отцом ехали в деревню Иске Юрт. Еще издали я обратил внимание на возок, запряженный парой добрых скакунов. До нашей повозки оставалось не более десяти саженей, как пристяжная отклонилась в сторону от большака и завязла в сугробе, увлекая за собой и коренника.

Отец приказал мне: «Надо помочь, возможно, это важная персона!» Я скинул тулуп и побежал перехватить под уздцы барахтавшуюся в снегу пристяжную лошадь и при этом даже не обратил внимание на того, кто был в повозке. Порядком, повозившись, мне удалось вывести на дорогу пристяжную, коренник тоже поднялся на ноги и встал рядом. И вот после этого мой взгляд встретился с глазами ездока. Милостью Всевышнего им оказался хазрати Марджани.

Он тоже был весьма рад этой неожиданной встрече на сельской дороге, в буран и шквалистый ветер.

«Какая встреча!» воскликнул старец. «Однако во время пришел нам на выручку, а то мы попали в такую передрягу…Ты ведь мелла Хасан Гата?»

Я отвечал: «Да, хазрат, я мелла Хасан Гата! Если бы на вашем месте был какой-нибудь ишан и правил бы повозкой его мюрид или шакирд, несомненно, меня бы приняли в подобном случае за Хузура (алейхи вассаллям) и приписали это к способностям самого ишана творить великие чудеса!» После этих слов богослов от души расхохотался и на этой ноте мы, распрощавшись, разъехались в разные стороны.

Как-то раз я вознамерился написать его обстоятельную биографию. О своем намерении известил ученого и попросил подготовить для этой работы кое-какие материалы. Эти материалы не были получены во время, и осуществить замысел не удалось по каким-то непонятным причинам. Надеюсь, что эти заметки в некоторой мере позволят мне восполнить тот пробел.

Хазрати Марджани обладал внушительным телосложением и соразмерно ему крупной головой. У него было открытое приятное лицо и проницательный взгляд.

Во всем его внешнем облике присутствовала величественность и породистость натуры. Он, согласно выкладкам ученых-физиогномистов, представлял редкий тип человека совершенного во всех отношениях. Он обладал выдающимися умственными способностями, искренностью, твердыми и глубокими знаниями. В нем отразились лучшие качества, какие могут присутствовать в человеке. Всевышним ему была предначертана миссия правителя, обладающего необычайной мудростью и совершенством либо великого философа-хакима и ученого. Исследователи, которые занимаются изучением свойств физиологии человека, могут торжествовать – их взгляды в преломлении к личности и духовному облику Марджани подтвердились в полной мере.

Аллах Та’аля даровал ему талант ученого-исследователя, хакима и философа.

Хазрати Марджани нашел свое достойное место в жизни. Он одевался со вкусом, проживал в добротном доме. У него были замечательные сакуны черной масти и великолепные коляски. В обществе он держался подобающим своему сану образом с достоинством. В речах он был немногословен, говорил всегда взвешивая каждое слово, открыто и прямо, невзирая на авторитеты, в нем не было ни грана лести, двуличия и угодничества.

Даже те, кто за его спиной не гнушались сплетнями и славословиями в его адрес, при встрече с ним (за редким исключением) начинали заискивать, у них тряслись колени, языки заплетались и они начинали поневоле возвеличивать его, лебезить перед ним.

Состоятельные казанцы, богатеи считали высокой честью для себя его присутствие на своих торжествах по случаю меджлисов, свадеб и званых обедов и пожертвования, вручаемые ему были на порядок выше, чем рядовым имамам.

С книгой «Марджани» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle