Социальная ответственность или почему у толерантности должны быть границы?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
В одном из хадисов сказано, что верующие - это те, кто порицает запретное и поддерживает одобряемое. Согласно данному хадису человек не может быть равнодушным, отстранённым и... Толерантным до такой степени, чтобы не осуждать очевидную мерзость или преступление.
В хадисе от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, также передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». (Муслим)
Так в чем мудрость этого призыва? Почему нельзя предоставить другим право "быть собой" и "жить своей жизнью", даже если их ценности не соответствуют ваши? Прежде чем ответить на этот вопрос, уточним только, что здесь не идёт речь о личной жизни - Ислам запрещает преследование, слежку, незаконное прослушивание и другие методы шпионажа. Мы говорим лишь о тех поступках, которые совершаются открыто, на виду у всех и служат тем самым молчаливой пропагандой. Ответ на вышепоставленный вопрос кроется в... Работе так называемых зеркальных нейронов.
Феномен зеркальных нейронов был открыт в начале 90-х годов. Исследователи регистрировали активность нейронов у животных. В результате экспериментов выяснилось, что когда одно животное захватывает какие-то обьекты, то у "наблюдающего" за этим действием животного активируются те же нейроны, что у того, которое выполняет действие. Тот же эффект наблюдался при участии человека. Если приходил экспериментатор и брал фрукт на глазах у испытуемой обезьяны, у неё активировалась та же группа нейронов, что и тогда, когда она сама выполняет это действие.
Из этих экспериментов был сделан важный вывод: мы проигрываем в уме ситуацию, которую мы видим. Если мы видим что-то хорошее, то посредством активации зеркальных нейронов этот опыт запечатлевается в нашем мозгу. Если мы видим что-то плохое, то также становимся соучастниками произошедшего. Не потому ли гнев Всевышнего одинаково падает и на тех, кто совершает запретное, и на тех, кто наблюдает за этим? Согласно хадису, приведенному аль-Байхаки сказано: "Аллах проклял смотрящего и того, на кого смотрят».
Зеркальные нейроны являются "помощниками" человека. Благодаря их деятельности мы можем понимать действия и мотивы других, сопереживать, а так же обучаться, наблюдая за другими. Как хорошему, так и плохому.
И потому мы должны осознавать свою "социальную ответственность" - то влияние, которое мы невольно можем оказывать на других своими поступками. И разумные границы толерантности. Ведь, перефразируя известное выражение, "для расцвета зла достаточно "толерантности" добра".
Ася Гагиева