• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Этот хадис составляет половину Ислама

15040

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям. Каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести. Кто совершил переселение ради Аллаха и Его Посланника, то награда ему – награда от Аллаха и Его Посланника. Кто переселился ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, тот обрел лишь то, ради чего он переселился». 

Комментарий к хадису

Этот хадис о намерении очень важен в Исламе. Это одна из основ религии, на которой основывается большинство законов и решений, и об этом говорят многие ученые. Наши праведные предшественники и их последователи, да помилует их Аллах, любили начинать свои труды с этого хадиса, желая обратить внимание читателей на важность благих намерений. Абу Дауд сказал: «Хадис о намерении составляет половину Ислама».

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Слова Пророка: «Дела оцениваются только по намерениям», – указывают на все виды дел, и нет исключений ни для одного дела, будь оно обязательным или желательным».

Имаму Шафи‘и и имаму Ахмаду принадлежат следующие слова: «Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания. Объясняется же это тем, что раб может приобрести для себя что-либо посредством сердца, языка и различных частей тела. Таким образом, намерение, возникающее в сердце, является одной из трех вышеупомянутых частей».

Из-за огромной важности и величия хадиса многие ученые начинали им свои труды. Великий имам Бухари начал свой сборник «Сахих» (достоверный) с этого хадиса. А имам ан-Навави начал им три свои книги: «Сорок хадисов», «Сады праведных» и «Поминания».

Этот хадис передается только от одного передатчика, соответственно, он – «ахад». Намерение означает принятие решения, когда человек сердцем твердо решает, для чего совершает то ли иное дело. Иными словами, намерение выявляет, какова цель поступка. Следовательно, правдивость всех наших дел зависит от намерения, и они оцениваются в соответствии с ним.

Обстоятельства появления данного хадиса

В своём «Большом словаре» (Аль-му‘джаму-ль-кябир) ат-Табарани, ссылаясь на заслуживающих доверия людей, сообщает о том, что Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Один человек из нас посватался к женщине, которую звали Умм Кайс, но она отказалась выйти за него замуж, если он не переселится, и тогда он переселился и женился на ней, а потом мы стали называть его «переселенцем Умм Кайс».

Что же касается Са‘ида ибн Мансура, то в своём сборнике под названием «Ас-Сунан» он приводит сообщение, снабжённое иснадом, который соответствует условиям обоих шейхов, со словами Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Совершивший переселение в стремлении к чему-нибудь (мирскому) получит за это такую же награду, как и тот человек, который переселился, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и которого стали называть «переселенцем Умм Кайс»».

По единодушному мнению ученых, поступки, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчёт с точки зрения Шариата, а совершение их принесёт награду лишь в том случае, если они совершаются с правильным намерением. Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения, например, молитвы, паломничества, поста и т. д., является одним из его столпов, без которого оно действительным не будет. Приступая к осуществлению того или иного вида поклонения, человек должен иметь определённое намерение.

Например, надо иметь правильное намерение при произнесении слов «Аллах велик» («Аллаху Акбар») перед началом молитвы (такбиратуль-ихрам) или при вхождении в состояние ихрам во время хаджа. Что же касается поста, то достаточно вознамериться совершить его заранее, ведь уследить за появлением зари трудно. Обязательное условие намерения – это определение желаемого и отделение его от всего прочего. Поэтому одного только общего намерения совершить молитву окажется недостаточно, и надо будет определить, какую именно молитву человек желает совершить – полуденную, послеполуденную и т. д.

Islam-Today

Комментарии для сайта Cackle