6 потребностей-1 ответ. Часть 2
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Потребность в поглаживаниях
Поглаживания в теории транзактного анализа (направление в психологии, основанное Эриком Берном) – это единица «внимания» или признания. Получение поглаживаний настолько важно, что человек, не имя возможности получить положительных, будет добиваться хотя бы негативных. В каких формах они могут выражаться? В форме приветствий, прикосновений, жестов, взгляда, улыбки, поступка и т.д.
Как мы знаем из множества хадисов, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто побуждал к проявлению позитивных поглаживаний в отношении друг друга, таких как:
• Распространение саляма: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Должен ли я указать вам на то, что, если бы вы сделали, то полюбили бы друг друга? Распространяйте мир между вами»;
«Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, вы не войдете в Рай, пока вы не уверуете, и Вы не уверуете, пока вы не полюбите друг друга. Приветствуйте друг друга с миром, и вы будете любить друг друга».
• Подарки друг другу: «Обменивайтесь подарками, и вы полюбите друг друга». Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил: «О сыновья мои! Одаривайте друг друга, ибо, поистине, это способствует взаимной любви между вами!».
• Улыбка: «Твоя улыбка в лицо твоему брату является милостыней (садака)»; «Не относитесь презрительно ни к чему из одобряемого, даже к встрече своего брата с улыбкой на лице».
Потребность в признании
Каждый человек нуждается в том, чтобы его признавали и принимали. Одна из форм признания – любовь. Рассказывают, что Ибн аль-Мунтафик сообщил, что он сказал: «О, Посланник Аллаха, научи меня, что спасет меня от наказания Аллаха и введёт меня в Рай!» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не связывайте с Ним ничего. Совершайте предписанные молитвы, выплачивайте закят, поститесь в месяц Рамадан и также любите для людей то, что любите для себя, и обращайтесь с ними таким образом, как хотели бы, чтоб обращались с вами, и ненавидьте для людей то, что ненавидите для себя» (Аль-маджам Аль-Кабир).
Истинный верующий милосерден и сострадателен ко всем, вне зависимости от их положения. Ибн Раджаб говорил: «Некоторые из праведных предшественников были людьми, которые любили Аллаха, смотрели на свет Аллаха, и они были сострадательны к тем, кто не повинуется Аллаху. Они находили их дела предосудительным, но проявляли милосердие к ним так, что через их увещевания они могли оставить свои действия.
Они очень боялись, что окажутся в числе обитателей ада. Верующий не будет действительно верующим, пока он не желает людям того же, что желает себе, и если он видит в ком-то достоинства, которыми они превзошли его, он желает быть похожим на них».
Более того, если Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, кто-то говорил, что любит кого-то, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал его сказать об этом.
Потребность в безопасности
Само слово «мусульманин» несет в себе посыл мира и покоя. В хадисе сказано: «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман». Честь, имущество и жизнь другого человека являются неприкосновенными. Это три основы чувства безопасности. В другом хадисе говорится: «Мусульманин мусульманину брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении».
Чувство безопасности – одна из жизненно важных потребностей. Если человек не чувствует себя защищенным, то его одолевают скрытая тревога, страх, беспокойство. Это в свою очередь отражается на его поступках. Например, он может искать скрытый смысл в словах или подвох в благих поступках. Ощущение небезопасности препятствует тому, чтобы строить доверительные, продуктивные отношения с другими.
В религиозных предписаниях, касающихся не только практики, но и повседневной жизни, отношений, заложены и мудрость и благо для человека. И исходя из вышесказанного мы приходим к выводу, что совершенствуя свою веру, мы приближаемся к большей удовлетворенности жизнью, становимся более спокойными, счастливыми. В этом и знамение милосердия Аллаха, Который создав нас с определенными потребностями, даровал нам и учение, следуя которому мы не только приближаемся к Нему, но и находим ответ на запросы своих душ.
Ася Гагиева