• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Сура Аль-Маида: помогайте друг другу в благих делах

Время чтения: 10 мин
3228

Эта сура является одной из последних сур, которые были ниспосланы посланнику Аллаха (с.а.с.). В соответствии с риваятами, переданными от многих сахабов, помимо того, что данная сура является одной из самых последних ниспосланных сур, она также целиком состоит только из ясных по смыслу (мухкам) аятов, в ней нет аятов муташабих, как нет и аятов мансух (отмененных).

Так, например, в риваяте, переданном от Дамры ибн Хабиба и Атиййи ибн Кайса, сообщается, что посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Маида является одной из последних сур Корана. Поэтому все, что указано в ней как халяль, считайте халялем, а то, что указано в ней как харам, считайте харамом» [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 6/47].

Причины ниспослания аятов суры Аль-Имран
По единодушному мнению всех алимов, данная сура состоит из двухсот аятов. Также большинство алимов считает, что эта сура была ниспослана в Медине. Она не содержит ни одного аята, который был бы ниспослан в Мекке.
28.07.2021
6105

В соответствии с одним из риваятов, сура была ниспослана после заключения мирного договора в Худайбиййе. Однако случай (2 аят), когда многобожники мешали  мусульманам посетить Каабу, со стороны многобожников, произошел раньше, чем был ниспослан этот аят [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 11/132].

В одном из хадисов, переданном Наккашем от Абу Салямы, сообщается, что эта сура была ниспослана посланнику Аллаха (с.а.с.) в пути из Худайбиййи в Медину, однако Ибн Араби говорил, что данный хадис является вымышленным, и никому из мусульман не разрешено верить в это [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 6/22].

Что же касается места ниспослания этой суры, то в риваяте, переданном Абу Убайдом от Мухаммада ибн Ка`ба аль-Курази, сообщается, что он говорил: «Сура аль-Маида была ниспослана посланнику Аллаха (с.а.с.) после прощального хаджа, между Меккой и Мединой. Когда началось ее ниспослание, то под тяжестью откровения ребра верблюда, на котором сидел посланник Аллаха (с.а.с.), начали трещать, и тогда он спустился с него» [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 6/47].

Наиболее известными риваятами являются те, в которых сообщается, что все аяты суры аль-Маида были ниспосланы в Медине.

Это интересно! Читайте также: Ответы на какие вопросы можно найти в суре «Юсуф»?

Наряду с этим существует риваят, в котором говорится, что аяты: «О, верующие! Не нарушайте знамения (религии) Аллаха и запретного месяца (воюя в это время). Не считайте дозволенным (покушаться на) жертвенных животных, или (на) животных с украшениями на шеях (которые надеваются в знак того, что животное предназначено для жертвоприношения), или (на) людей, которые приходят к Запретному Дому (Каабе, для совершения хаджа или умры) в поисках щедрости и довольства своего Господа» (Аль-Маида, 2) и «Сегодня Я завершил для вас вашу религию (закончил передавать постановления, касающиеся ислама) и довел до конца Свою милость для вас (дав вам возможность завоевать Мекку и вознеся вашу религию над всеми другими), и Я доволен для вас исламом как религией» (Аль-Маида, 3) были ниспосланы в Мекке.

Этика закалывания: как Пророк (ﷺ) велел относиться к жертвенным животным?
Уважение к животным требуется во время жертвоприношения Курбан-байрам, для которого Ислам предписывает чёткие и очень простые правила.
31.07.2020
7262

Однако скорее всего такое мнение было высказано из-за того, что местом ниспослания данных аятов стала Мекка, тогда как с точки зрения времени ниспослания оба этих аята были ниспосланы после хиджры, и, соответственно, считаются мединскими.

Кроме того, в одном из риваятов сообщается, что аят «Сегодня Я завершил для вас вашу религию (закончил передавать постановления, касающиеся ислама) и довел до конца Свою милость для вас (дав вам возможность завоевать Мекку и вознеся вашу религию над всеми другими), и Я доволен для вас Исламом как религией» стал самым последним ниспосланным аятом Корана. В дальнейшем мы коснемся данного вопроса.

Мукатиль говорил, что эта сура была ниспослана в дневное время и полностью является мединской [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/267].

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُحِلُّواْ شَعَآئِرَ اللّهِ وَلاَ الشَّهْرَ الْحَرَامَ وَلاَ الْهَدْيَ وَلاَ الْقَلآئِدَ وَلا آمِّينَ الْبَيْتَ الْحَرَامَ يَبْتَغُونَ فَضْلاً مِّن رَّبِّهِمْ وَرِضْوَانًا وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُواْ وَلاَ يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ أَن صَدُّوكُمْ عَنِ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ أَن تَعْتَدُواْ وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

«О, верующие! Не нарушайте знамения (религии) Аллаха и запретного месяца (воюя в это время). Не считайте дозволенным (покушаться на) жертвенных животных, или (на) животных с украшениями на шеях (которые надеваются в знак того, что животное предназначено для жертвоприношения), или (на) людей, которые приходят к Запретному Дому (Каабе, для совершения хаджа или умры) в поисках щедрости и довольства своего Господа. А когда вы выйдете из ихрама, то можете охотиться (если хотите). И пусть ненависть к людям, помешавшим вам пройти к мечети аль-Харам (в год заключения договора в Худайбие), не побуждает вас к греху (к мести им). И помогайте друг другу в благих делах и богобоязненности (в избегании запрещенного), но не помогайте друг другу в грехе (в совершении зла) и вражде. И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах суров в наказании (тех, кто не повинуется Его повелениям)» (Аль-Маида, 2).

В качестве причины ниспослания данного аята упоминаются три события. В двух событиях упоминается один и тот же человек, ставший причиной ниспослания, да и сами события абсолютно идентичны, разница между ними заключается лишь во времени. А одна из причин видится как более общая.

1. Согласно рассказу Ибн Аббаса, этот аят был ниспослан в отношении Хатима, полное имя которого было Шурайх ибн Дубай`а аль-Кинди. Этот человек приехал из Ямамы в Медину, чтобы встретиться с посланником Аллаха (с.а.с.).

Оставив сопровождавших его всадников за пределами Медины, он в одиночку пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) и спросил: «К чему ты призываешь людей?». Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Я призываю людей засвидетельствовать, что нет другого истинного Бога, кроме Аллаха, совершать намаз и выплачивать закят».

Казалось, что этот человек готов принять это призыв, но он сказал: «Однако я не могу принять самостоятельное решение, мне нужно посоветоваться со старейшинами нашего племени, возможно, они станут мусульманами, тогда я привезу их сюда», и вышел от посланника Аллаха (с.а.с.).

Когда Шурайх входил к посланнику Аллаха (с.а.с.), то он сказал своим сахабам: «К вам вошел человек, говорящий языком шайтана». Когда же Шурайх вышел, посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Этот человек вошел к вам с лицом кяфира, а вышел походкой притеснителя и злодея. Этот человек никакой не мусульманин».

Когда Шурайх покидал Медину, то угнал с собой пасшихся за ее пределами животных, принадлежавших жителям Медины. И хотя за ним погнались, но догнать и схватить его не сумели.

Затем, когда посланник Аллаха (с.а.с.) прибыл в Мекку для совершения умры-возмещения, то услышав тальбию жителей Ямамы, он сказал своим сподвижникам: «Это друзья Хатима». Хатим пригнал в Мекку животных, которых ранее он угнал у жителей Медины, с украшениями на шеях, чтобы принести их в жертву во время хаджа.

Когда мусульмане вместе с посланником Аллаха (с.а.с.) направились к Хатиму, чтобы поймать его, Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 120].

Актуально! Читайте также: Сура Ан-Ниса: в чем Аллах запретил повиноваться руководителям?

В риваяте Икримы, который приводит Табери, сообщается, что Хатим прибыл в Медину по торговым делам и, узнав о новой религии, пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) чтобы получить информацию об этом, а затем сообщить своему народу.
Хатим стал мусульманином, принеся посланнику Аллаха (с.а.с.) клятву верности, однако, вернувшись к своему племени, он совершил иртидад (вероотступничество). Когда он входил к посланнику Аллаха (с.а.с.), то он сказал: «Он вошел к нам с лицом грешника», а когда он вышел, посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «А от нас он вышел походкой злодея».

В риваяте Судди сообщается следующая деталь: «Когда он вошел к посланнику Аллаха, то посланник Аллаха сказал сахабам: «Сегодня к вам вошел человек с языком шайтана, из числа Бану Рабиа» [Табери, Джамиуль-Байан, 6/38-39].

В другом риваяте, также переданном от Судди, сообщается, что этого человека звали Аль-Хутам, ибн Хинд аль-Бакри [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/270], или же Аль-Хатим ибн Хинд из племени Бану Рабиа [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 6/54].

В одном из риваятов сообщается, что его звали Шурайх ибн Дубай`а аль-Бакри по прозвищу Хутам [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 6/30].

В соответствии с этими риваятами, данный аят был ниспослан в месяце Зулькада седьмого года хиджры во время совершения умры возмещения.

2. В риваяте, переданном от Зейда ибн Асляма, сообщается, что данный аят был ниспослан в конце шестого года хиджры (в месяце Зулькада) во время заключения мирного договора в Худайбиййе.

В этом риваяте говорится: «Когда многобожники не пустили посланника Аллаха (с.а.с.) и сахабов в Мекку, принудив к заключению мирного договора, в это время к этому месту прибыла группа многобожников, направлявшихся в Мекку для совершения умры. И тогда сахабы решили на них выместить свою боль от невозможности войти в Мекку и совершить умру.

Сахабы были готовы напасть на эту группу многобожников, но в этот момент Аллах Всевышний ниспослал этот аят» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 130].

«Отныне никто не будет обходить Каабу нагишом»: чему научила сура «Ат-Тауба»?
«Я был одним из глашатаев, которых Абу Бакр назначил для того, чтобы мы в Мине громким голосом объявляли людям: «После этого года ни одному многобожнику не будет позволено совершать хадж, а также совершать таваф в обнаженном виде»»...
29.12.2020
3245

3. В риваяте, переданном от Ата`, сообщается, что люди, прибывавшие в Мекку для совершения хаджа, делали себе медальоны из коры деревьев, растущих в Хареме, и носили их на шее, чтобы за пределами Харема все видели, что они являются паломниками, и благодаря этому они были в безопасности. В связи с этим и был ниспослан этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 6/37].

В риваяте, переданном от Катады, в качестве дополнения сообщается, что когда паломники только прибывали в хадж, они делали себе ожерелья из коры дерева Самур, а когда возвращались из хаджа, надевали на шею ожерелье из волос, также упоминается о том, что люди с такими ожерельями считались неприкосновенными [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/273-274].

4. В риваяте, переданном от Ибн Зейда, сообщается, что в день завоевания Мекки некоторые многобожники, произнося тальбию, направились к Каабе.

Мусульмане сказали: «Нельзя пускать их к Каабе. Давайте нападем на них», и тогда был ниспослан этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/271; Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 6/54].

Исходя из этих риваятов, можно сказать, что данный аят был ниспослан либо во время умры возмещения (в месяце Зулькада седьмого года хиджры), либо в год завоевания Мекки (то есть в месяце Рамадан восьмого года хиджры). Среди муфассиров наиболее приемлемым является второе мнение.

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle