Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Отныне никто не будет обходить Каабу нагишом»: чему научила сура «Ат-Тауба»?

Время чтения: 13 мин
969

Ценные уроки суры «Ат-Тауба». (Источник фото: freepik.com)

Ценные уроки суры «Ат-Тауба». (Источник фото: freepik.com)

Сообщается, что Абу Исхак говорил: «Я слышал, как Аль-Бера говорил: «Самым последним ниспосланным аятом Корана является аят «Они спрашивают тебя (о, Мухаммад, о наследстве того, кто умер и не оставил после себя родителей или детей). Скажи: «Аллах даст вам ответ относительно наследования того, у кого не осталось ни предков, ни потомков» (ан-Ниса, 176), а самой последней ниспосланной сурой является сура «ат-Тауба» (Бухари, Тафсируль-Коран, 9/1).

Передается от Ибн Кейсана, что сура «ат-Тауба» была ниспослана в Медине в девятом году хиджры в месяце Шавваль (Табери, Джамиуль-Байан, 10/42). Исходя из этого, начало суры (30 или 40 аятов) были ниспосланы в то время, когда посланник Аллаха (мир ему) вернулся из похода на Табук и намеревался совершить хадж.

Однако затем он отказался от своего намерения, принимая во внимание то, что в тот год многобожники так же приняли бы участие в хадже в соответствии со своими старыми обычаями. И тогда он назначил Абу Бакра главой делегации паломников (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/45). Подробности и детали данного риваята будут приведены позже.

Хронология жизни пророка Мухаммада (мир ему)
По доброй традиции в этот месяц мы вспоминаем о жизни и пророчестве посланника Всевышнего, дабы память о нем жила в наших сердцах всегда, а не только в определённый промежуток времени.
26.10.2020
4041

Также было сказано, что, по мнению большинства, все аяты суры «ат-Тауба» были ниспосланы в Медине, и что по этому поводу нет никаких разногласий. И хотя Ибнуль-Фарас высказывал мнение о том, что два последних аята этой суры были ниспосланы в Мекке, оно не было принято. В  соответствии с наиболее распространенным, два последних аята этой суры были ниспосланы в числе последних.

Некоторые говорили, что только 113-й аят, в котором говорится: «Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те – их родственники, после того, как им (верующим) стало ясно, что те – обитатели Ада (потому что умерли в неверии)», был ниспослан в Мекке в ответ на слова посланника Аллаха (мир ему) сказавшего своему дяде Абу Талибу: «Я буду просить за тебя прощение у Аллаха, если мне не будет запрещено это». (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 10/40).

Правда ли, что дядя Пророка (ﷺ) не был мусульманином?
Пророк (мир ему) обратился к своему дяде со словами: “Скажи, что нет Бога, кроме Единого Аллаха, чтобы в Судный день я свидетельствовал в твою пользу”. На что Абу Талиб сказал...
02.01.2020
5160

Что же касается того, какой из аятов этой суры был ниспослан первым, то по данному вопросу имеются разногласия. Муджахид говорил, что первым был ниспослан 25-й аят, Абуд-Духа и Абу Малик говорили, что первым был ниспослан 41-й аят, а Мукатиль говорил, что первым был ниспослан 41-й аят (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/388-389).

بَرَاءةٌ مِّنَ اللّهِ وَرَسُولِهِ إِلَى الَّذِينَ عَاهَدتُّم مِّنَ الْمُشْرِكِينَ 

فَسِيحُواْ فِي الأَرْضِ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَاعْلَمُواْ أَنَّكُمْ غَيْرُ مُعْجِزِي اللّهِ وَأَنَّ اللّهَ مُخْزِي الْكَافِرِينَ

«Аллах и Его Посланник свободны от (любых) договоров, которые вы заключили с язычниками. Так что (спокойно) путешествуйте по земле в течение четырех месяцев (и первый месяц из них – Шавваль, а после этого не будет для вас безопасности). Но знайте, что вам (язычникам) не убежать от (наказания) Аллаха, и что Аллах унизит неверующих (в этом мире уничтожит, а в вечной жизни – накажет в Аду)» (Ат-Тауба, аяты 1-2).

Исходя из риваята, в котором сообщается, что сура «ат-Тауба» была ниспослана в девятом году месяца Шавваль, срок действия отсрочки для многобожников начал действовать с месяца Шавваль, и этот срок заканчивался с окончанием запретных месяцев.

В риваяте, переданном от Анаса ибн Малика (р.а.), сообщается: «Посланник Аллаха (мир ему) отправил Абу Бакра с тем, чтобы он донес до людей Бара`а. Затем он позвал Абу Бакра к себе и сказал: «Это должен донести до людей человек из моей семьи», после чего он позвал к себе Али и возложил на него эту обязанность (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 9/5, хадис №: 3090).

В сущности, в месяце Шавваль девятого года хиджры была ниспослана не вся сура, а лишь начальная её часть (порядка сорока аятов). В тот год в сезон хаджа Абу Бакр был назначен эмиром делегации паломников, а вместе с ним был отправлен и Али, чтобы объявить людям сообщение, содержавшееся в первых 30 или, в соответствии с наиболее распространённым мнением, первых 40 аятах этой суры.

В соответствии с риваятом, переданным Мухаммадом ибн Ка`бом аль-Курази и другими, в девятом году хиджры посланник Аллаха (мир ему) назначил Абу Бакра эмиром хаджа, а вслед за ними он отправил Али с тридцатью или сорока аятами суры «аль-Бараа» («ат-Тауба»), который в день Арафа прочитал эти аяты и сообщил многобожникам о том, что они могут свободно перемещаться ещё четыре месяца. В соответствии с этим, срок, отпущенный многобожникам, равнялся двадцати оставшимся дням месяца Зульхиджа, месяцам Мухаррам, Сафар, Рабиульавваль и десяти дням месяца Рабиульахир. Кроме того, Али обошёл каждый дом, где жили многобожники, и каждому сообщил, что на следующий год ни одному многобожнику не будет позволено совершать хадж и совершать таваф нагишом (Табери, Джамиуль-Байан, 10/44).

Как Пророк (ﷺ) объяснил, почему двери Каабы находятся так высоко над землей?
Айша (радыйаллаху анха) рассказывала: «Я спросила у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) о Хиджри-Исмаил (место перед Каабой, отгороженное полукруглой стеной), относится ли это место к Дому?
07.04.2016
10416

В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, эта история, без упоминания того, что она стала причиной ниспослания аятов, рассказывается следующим образом: посланник Аллаха (мир ему) отправил Абу Бакра (в качестве эмира хаджа) и приказал ему огласить людям эти слова (ниспосланные аяты суры «ат-Тауба»). Затем следом за ними он отправил Али.

В пути Абу Бакр услышал голос верблюдицы посланника Аллаха (мир ему) по кличке Касва (в другом риваяте Адба). Он посмотрел и увидел, что это едет Али. Абу Бакр спросил у него: «Ты приехал как руководитель (эмир) или как подчиненный (мамур)?». Али ответил: «Я прибыл как подчиненный», а затем передал Абу Бакру письмо от посланника Аллаха (мир ему).

В письме говорилось, что эти слова должен донести до людей Али. Они вместе продолжили путь, совершили хадж, а затем в один из дней ташрик Али встал и, обратившись к людям, сказал: «Аллах и Его посланник не причастны к многобожникам и к заключенным с ними соглашениям. Перемещайтесь свободно по земле в течении четырех месяцев. После этого года никому из многобожников не будет позволено совершать хадж, а также совершать таваф в обнаженном виде. В Рай войдут только верующие». Али снова и снова повторял это, а когда он уставал, то тогда вставал Абу Бакр и повторял эти слова (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 9/6, хадис №: 3091; Абу Мухаммад Абдульмалик ибн Хишам, ас-Сиратун-Набавиййа, 4/190-191).

В риваяте, переданном от Зейда ибн Усейга, упоминаются дополнительные подробности, а именно: в девятом году хиджры на Али была возложена обязанность во время хаджа объявить людям о четырех вещах. О чем сам Али говорил: «Мне было приказано оповестить людей о четырех вещах: отныне никто не будет совершать таваф нагишом; если у кого-то имеются соглашения с посланником Аллаха (мир ему), то они действуют пока не закончится срок этих соглашений; тем, у кого нет соглашений с посланником Аллаха (мир ему), то им предоставляется отсрочка на четыре месяца; после этого года многобожники не будут совершать хадж вместе с мусульманами». Данный риваят является хасан хадисом, и об этом же говорится в одном риваяте, переданном от Абу Хурайры (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 9/7, 8, хадис №: 3092).

В риваяте, переданном от Абус-Сахба аль-Бакри, сообщается, что он говорил: «Я спросил у Али ибн Абу Талиба о дне «великого хаджа». Он сказал мне: «Посланник Аллаха (мир ему) отправил Абу Бакра (в качестве эмира хаджа), чтобы он провел с людьми хадж. Вместе с Абу Бакром он отправил и меня с сорока аятами суры Бараа (чтобы я огласил эти сорок аятов людям). Абу Бакр взошел на Арафат и прочел людям хутбу, а затем после худбы сказал мне: «О, Али! Встань и огласи людям послание посланника Аллаха». Я встал и прочел людям, находившимся на Арафате сорок аятов суры «Бараа» (ат-Тауба).

Затем мы покинули Арафат и спустились в Мину. Я бросил камни в шайтанов и совершил жертвоприношение, побрил голову, и там я понял, что не все люди присутствовали во время хутбы Абу Бакра. Тогда я стал обходить все шатры и в каждом из них читать эти сорок аятов суры Бараа (Табери, Джамиуль-Байан, 10/49).

Имам Ахмад в своем Муснаде приводит риваят, в котором сообщается, что Али говорил: «Когда посланнику Аллаха (мир ему) были ниспосланы десять аятов суры Бараа (ат-Тауба) он позвал к себе Абу Бакра и отправил его прочесть эти аяты жителям Мекки. Затем посланник Аллаха (мир ему) позвал меня к себе и сказал: «Догони Абу Бакра, и где бы ты его не догнал, забери у него письмо и доставив его в Мекку, прочти это письмо ее жителям».

Я догнал Абу Бакра в Джухфе и забрал у него письмо. Абу Бакр вернулся к посланнику Аллаха (мир ему) и сказал: «О, посланник Аллаха! По поводу меня было ниспослано откровение?». Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Нет. Но ко мне пришел Джибриль и сказал: «Эту обязанность должен выполнить либо ты сам, либо кто-то из твоей семьи» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 1/151).

Из данного риваята следует, что как будто бы, когда были ниспосланы первые десять аятов суры ат-Тауба, посланник Аллаха (мир ему) отправил с ними Абу Бакра в Мекку еще до того, как Абу Бакр был назначен эмиром хаджа, чтобы он прочел эти аяты мекканцам, а затем вернул его обратно из Джухфы. Однако наиболее правильным является риваят, в соответствии с которым первые аяты суры ат-Тауба, в которых говорится о предоставлении отсрочки многобожникам, были зачитаны людям и в особенности многобожникам в Мекке во время великого хаджа, когда Абу Бакр был назначен эмиром хаджа.

И хотя в некоторых из этих риваятов (и в особенности в последнем риваяте, приведенным в муснаде) упоминается такая деталь, как слова посланника Аллаха (мир ему) сказавшего: «Это должен донести до людей человек из моей семьи», из риваята переданного Бухари от Абу Хурайры и Тирмизи от Ибн Аббаса (Бухари, Тафсируль-Коран, 9/2; Тирмизи, Тафсируль-Коран, 9/6, хадис №: 3091), следует, что в год великого хаджа посланник Аллаха (мир ему) приказал довести до сведения людей эти четыре момента не только Али, но и Абу Бакру и еще нескольким глашатаям, назначенным им. В этом риваяте Абу Хурайра говорит: «Я был одним из глашатаев, которых Абу Бакр назначил для того, чтобы мы в Мине громким голосом объявляли людям: «После этого года ни одному многобожнику не будет позволено совершать хадж, а также совершать таваф в обнажённом виде» (Бухари, Тафсируль-Коран, 9/2.)

وَإِن نَّكَثُواْ أَيْمَانَهُم مِّن بَعْدِ عَهْدِهِمْ وَطَعَنُواْ فِي دِينِكُمْ فَقَاتِلُواْ أَئِمَّةَ الْكُفْرِ إِنَّهُمْ لاَ أَيْمَانَ لَهُمْ لَعَلَّهُمْ يَنتَهُونَ 

«А если они нарушат клятвы (договоры) после заключения и станут нападать на вашу религию (ругать её), то сражайтесь с предводителями неверия! Нет для них клятв! Может быть, тогда они прекратят (бороться с исламом)» (Ат-Тауба, 12).

Ибн Аббас говорил, что данный аят был ниспослан в отношении Абу Суфьяна ибн Харба, Аль-Хариса ибн Хишама, Сухайля ибн Амра, Икримы ибн Абу Джахля и других лидеров курайшитов, которые нарушили заключенные с посланником Аллаха (мир ему) соглашения и которые старались изгнать его из Мекки, а затем оказали помощь племени Бану Бакр против племени Хузаа, у которого с посланником Аллаха (мир ему) был заключен договор (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 168; Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/404).

В риваяте, переданном от Катады, дополнительно упоминаются имена Абу Джахля ибн Хишама, Умаййи ибн Халефа и Утбы ибн Рабиа. (Табери, Джамиуль-Байан, 10/62).

Однако имам Куртуби считал маловероятным, что данный аят был ниспослан в отношении лиц, упомянутых в вышеприведенных риваятах, так как в то время, когда был ниспослан этот аят, силы курайшитов были сломлены, многие из них приняли ислам, а те, кто не принял ислам, были вынуждены заключить с посланником Аллаха (мир ему) мирное соглашение.

В подтверждение этого имам Куртуби приводит риваят, переданный от Кельби, в котором говорится, что в Худайбиййе посланник Аллаха (мир ему) заключил с мекканцами соглашение, по условиям которого в тот год мусульмане не войдут в Мекку. Спустя какое-то время между племенем Хузаа, у которого было соглашение с посланником Аллаха (мир ему) о гарантиях безопасности, и племенем Бану Бакр, у которого имелось аналогичное соглашение с курайшитами, началась война, во время которой курайшиты оказывали племени Бану Бакр помощь оружием и продовольствием. И тогда племя Хузаа обратилось за помощью к посланнику Аллаха (мир ему). В связи с этим и был ниспослан этот аят, в котором посланнику Аллаха (мир ему) было приказано оказать помощь тем, кто находится под его гарантией безопасности (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 8/54, 55).

Немусульмане, которые удостоились уважения самого пророка Мухаммада (ﷺ)
Что вы чувствуете, когда общайтесь с человеком, который не верит в Единого Творца? Какие мысли приходят вам в голову? А как бы на эти вопросы ответил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – лучший из людей?
22.09.2020
21623

Имам Суюти, опираясь на риваят Абуш-Шейха, переданный от Катады и Икримы, говорил, что по этой причине был ниспослан 14-й аят этой суры, в котором говорится: «Сражайтесь с ними! Аллах накажет (убив) их вашими руками, унизит их (пленом и поражением) и даст вам победу над ними. Он излечит сердца верующих людей». В соответствии с этим аятом, верующими, чьи сердца будут излечены, являются члены племени Хузаа (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/185-186).

Исходя из того, что нападение племени Бану Бакр на племя Хузаа, повлекшее за собой череду событий, приведших в итоге к завоеванию мусульманами Мекки, произошло в восьмом году хиджры, то, соответственно, и данный аят был ниспослан в том же самом году.

مَا كَانَ لِلْمُشْرِكِينَ أَن يَعْمُرُواْ مَسَاجِدَ الله شَاهِدِينَ عَلَى أَنفُسِهِمْ بِالْكُفْرِ أُوْلَئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ وَفِي النَّارِ هُمْ خَالِدُونَ )

«Не следует язычникам, которые открыто заявляют о своем неверии, посещать мечети Аллаха (или находиться в них). Тщетны их (благие) дела! И они навечно останутся в Аду».

Данный аят является одним из риваятов, которые были ниспосланы в отношении Аббаса ибн Абдульмутталиба, дяди посланника Аллаха (мир ему). В соответствии с разъяснениями муфассиров, когда Аббас попал в плен к мусульманам в битве при Бадре, то мусульмане стали укорять и стыдить его, говоря: «Вы отвергли Аллаха и разорвали родственные узы». Особенно жестко в его адрес высказывался Али. Аббас сказал: «Почему вы перечисляете только наши злодеяния и недостатки, ничего не говоря о сделанном нами добре?». Али спросил: «Неужели у вас есть и благодеяния?». Аббас сказал: «Конечно же есть. Мы следим за состоянием Масджидуль-Харам и при необходимости ремонтируем ее, меняем на ней покрывало, обеспечиваем паломников водой и питанием, освобождали рабов из рабства». И тогда в качестве опровержения этих слов Аббаса Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 168; Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 10/65).

أَجَعَلْتُمْ سِقَايَةَ الْحَاجِّ وَعِمَارَةَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ كَمَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَجَاهَدَ فِي سَبِيلِ اللّهِ لاَ يَسْتَوُونَ عِندَ اللّهِ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ 

 «Разве поить паломников и ухаживать за мечетью аль-Харам – это равноценно (делам) тех, кто верит в Аллаха и в Судный день, и кто сражался на пути Аллаха?! Они не равны (по достоинству) перед Аллахом! И Аллах не наставляет (на верный путь) людей несправедливых (неверующих)» (Ат-Тауба, 19).

Продолжение следует…

«Асбабун-Нузуль. Причины ниспослания аятов Корана»

Автор: Профессор Доктор Бадреддин Четинер.

Перевод с турецкого: Сабир Грижак

Социальные комментарии Cackle