Три способа очищения нафса
В нашей великой Священной Книге – Коране есть очень много аятов, связанных с очищением и облагораживанием нафса. В этих аятах очищение нафса рассматривается в трех аспектах:
– облагораживание нафса человека Всевышним Аллахом;
– облагораживание нафса человека Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям);
– облагораживание нафса (очищение от его негативных проявлений и его самосовершенствование) самим человеком.
1. Облагораживание нафса человека Всевышним Аллахом.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
فَلَا تُزَكُّوا أَنفُسَكُمْ هُوَ أَعْلَمُ بِمَنِ اتَّقَى
«Не выдавайте себя за чистых [от негативного], ибо Аллах лучше знает, кто богобоязнен» (Ан-Наджм, 53/32)
Покойный Альмалылы Хамди эфенди так комментировал этот аят:
– Не восхваляйте самих себя, вообразив себя чистыми и безгрешными, не имеющими недостатков. Ибо у вас может быть немало недостатков, о существовании которых вы и не подозреваете.
В этой связи толкователь Корана говорит так:
– Говорят, что этот аят был ниспослан для общины, говорившей о себе: «Мы совершаем богослужения, посты, хаджи!». Более приемлемо не говорить громко и во всеуслышание о совершаемых богослужениях и добрых делах, чтобы к ним не примешались высокомерие, эгоизм и лицемерие. Однако при отсутствии подобных качеств эти слова, сказанные с целью мотивации, не содержат в себе никакого вреда!
В другом аяте Всевышний Аллах сказал следующее:
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يُزَكُّونَ أَنفُسَهُمْ بَلِ اللّهُ يُزَكِّي مَن يَشَاء
«Разве ты не видел тех, кто считаетсебя пречистыми? Так нет же, это Аллах очищает [от скверны грехов], кого пожелает!» (Ан-Ниса, 4/49)
Облагораживание эго, о котором идет речь в этом аяте, заключается в том, что человек, расхваливая сам себя, пытается снять с себя обвинения. А все дело заключается в том, что облагораживание эго человека связано с его благочестием, набожностью и воздержанностью. Благочестие же – это внутреннее духовное качество, и истина о нем известна лишь Аллаху.
С этой точки зрения приемлемым является очищение эго человека Господом, а не наше очищение самих себя.
Как мы видим, в этом аяте выражена мысль о том, что очищение эго человека относится к Аллаху. Ибо Всевышний Своей мудростью, щедростью и милостью обеспечивает успешность достижения рабом таких качеств, как набожность, послушание и использование самим рабом мер для очищения и облагораживания своего эго. Поэтому мусульманин, остерегаясь своего эгоцентризма, не должен приписывать себе достоинства и совершенства, достигнутые им благодаря Божественному облагораживанию его эго, не должен относиться к успеху как к собственной заслуге, сообразительности, проницательности или способности. Он должен осознавать, что никто, кроме Господа, не способен очистить его от грехов.
Такой образ мыслей является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих достижение вечного спасения. Ибо успех в очищении эго и создание условий для этого, несмотря на решимость и усердие самого человека, наставления на путь истины и воспитание пророками и духовными наставниками – все же это милостивая помощь, которую следует соотносить с именем Господа Бога…
2. Облагораживание нафса (очищение от его негативных проявлений и совершенствование) качествами Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
В Священном Коране так говорится о миссии Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
كَمَا أَرْسَلْنَا فِيكُمْ رَسُولاً مِّنكُمْ يَتْلُو عَلَيْكُمْ آيَاتِنَا وَيُزَكِّيكُمْ وَيُعَلِّمُكُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُعَلِّمُكُم مَّا لَمْ تَكُونُواْ تَعْلَمُونَ
«А еще я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас [от всего негативного], обучает Писанию и мудрости, а также тому, чего вы до этого не знали» (Аль-Бакара, 2/151)
Из этих аятов вытекает то, что на Гордость Вселенной – нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) – были возложены три основные миссии:
– Читать аяты Священного Корана (доносить знамения Аллаха) людям. Призыв пророками своих общин на путь истины начинался с чтения Божественных Откровений. В деле достижения людьми намеченной цели это первая стадия, образующая почву для достижения намеченного.
– Облагораживать людей, очищая их эго от неверия, многобожия и грехов. Призыв к монотеизму возможен лишь посредством очищения эго от грехов, многобожия, богохульства и безбожия, так называемой духовной грязи. Только после этого можно помочь людям достичь душевного умиротворения.
– Обучать Священному Корану и его сокровенным смыслам. На этой стадии происходит обучение законам и предписаниям, заявленным в Книге, которые необходимо соблюдать, т.е. изучение Священного Корана. Умение углубляться в дух Священного Корана связано с духовным уровнем человека. Вообще, Священный Коран постигается путем чтения его сердцем. Глаза являются вспомогательным средством для постижения Корана сердцем.
А тайны и сокровенные смыслы проявляются в сознании людей благодаря очищению ими своего эго, сердца и благодаря их зрелости.
3. Облагораживание нафса (очищение от его негативных проявлений и его самосовершенствование) самим человеком.
В этой связи Всевышний Аллах повелел:
وَنَفْسٍ وَمَا سَوَّاهَا. فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا. وَقَدْ خَابَ مَن دَسَّاهَا
«Клянусь человеческой душой, и Тем, Кто ее сотворил и придал ей соразмерность, Кто внушил ей и ее грехи, и ее благочестие. Успешен (т.е. добьется спасения) тот, кто очистил свое эго (от всякого рода негативных наклонностей). Понес урон тот, кто сокрыл в своем эго (зло, грехи и невежество)» (Аш-Шамс, 7-10)
Согласно этому Священному аяту, только личности, очистившиеся от грехов и воспитанные в духе набожности и благочестия, достигли истинного спасения.
В другом же аяте Всевышний Господь сказал:
قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى. وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى
«Добился спасения тот, кто очистился (от грехов), поминал имя своего Господа и совершал обрядовую молитву» (Аль-А’ля, 87/14-15)
Как следует из аятов Священного Корана:
– вначале следует основательно очистить сердце, тело и свое внутреннее состояние от всего негативного;
– благодаря этому устранить преграды нерадивости, невнимательности и неосторожности, возникшие между Господом и рабом;
– затем с телом, питаемым чистой дозволенной Шариатом пищей, с сердцем, поминающим Аллаха, в состоянии умиротворения войти в атмосферу искреннего служения Аллаху и украсить душу духовными радостями.
Когда один из приближенных Аллахом рабов – Абу Бакр Каттани (рахматуллахи алейхи) – лежал на смертном одре, его спросили о том, какое деяние он совершил ради Аллаха, и тогда в ответ он сказал прекрасные слова, которые практически носят характер основного закона:
– Если бы смерть не была так близка, то из опасения, что это может показаться лицемерием, я бы не поведал вам о своем деянии. Ровно сорок лет я стоял на страже у ворот моего сердца. Я старался не открывать эти ворота никому, кроме Всевышнего Аллаха. Мое сердце достигло такого состояния, что я не стал признавать никого, кроме Аллаха.
Первым шагом при очищении эго от всяческого рода негативных качеств и наклонностей является очищение сердца от безбожия и идолопоклонства. Формула признания Единобожия – «калима тавхид» – начинается с изгнания отрицания. То есть, когда мы произносим «Ля иляха», тогда все страсти и вожделения эго, безнравственность и дурные черты характера, ставшие прямо-таки идолами, которым служат и поклоняются люди, изгоняются из сердца. Затем происходит утверждение, подкрепление и аргументация. То есть, когда мы произносим «илляллах», тогда сердце наше, являющееся объектом особенного внимания Всевышнего Аллаха, заполняется духовным светом (Нуром), ниспосланным Им.
Один поэт прекрасно выразил эту истину, сказав:
– Из дворца души следует убрать все, предоставив его лишь Аллаху. Ибо до тех пор, пока дворец не будет благоустроен и не будет цвести, падишах не почтит его своим посещением!..
Islam-Today