• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Основы толерантности были заложены тюрками еще при Чингисхане…

Время чтения: 3 мин
4167

Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган  (1890-1970) в свое время  исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга  «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая  добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.

Islam-today предлагает вниманию читателей главы из указанной книги.

В связи с тем, что вся территория страны являлась частной собственностью хана, то он имел право распределить ее и раздать своим детям. Что было позволено великому хану, таким же правом обладали и ханы рангом поменьше. Помимо них в стране были беки и иные выдающиеся личности, которые внесли большой вклад в строительство государства и пользовались авторитетом у представителей власти, они также имели право распоряжаться своими вилайетами по своему усмотрению. Таким образом, вся страна, находящаяся во власти великого хана, была поделена на мелкие части и управлялась, как самим великим ханом, так и более мелкими ханами и велиями. Территория государства состояла из «улусов» или как еще их называли «иль», а вот сами вели именовались «бек улуса».

Причем и ханы и беки этих улусов не получали из казны какого-либо жалования и «кормились» за счет части средств, которые поступали в виде налогов и сборов с подконтрольных им территорий. Эти территории, находящиеся во власти ханов и беков именовались по названию города или населенного пункта, а когда речь шла о кочевых народах, то они назывались по имени племени. В большинстве случаев ханы и беки имели право наследовать территории управляемых ими вилайетов. Подати и налоги с населения вилайетов, как правило, собирались и в виде натуральных сборов, как например, зерном или иным товаром и именовались они «калан». Естественно, с кочевников сборы производились из поголовья стада из расчета со ста голов скота - одну особь. Такой вид подати назывался «кукчуб». Вполне закономерно, что с истечением времени формы и налогообложения претерпевали изменения. Ханы и беки, управлявшие кочевыми племенами, и сами должны были вести кочевой образ жизни. Они проживали в своих юртах, а когда под их власть попадали оседлые народы, были вынуждены подстраиваться в делах государственных и возводить города, дворцы, в которых располагались учреждения власти и правосудия. Свои распоряжения ханы и беки доводили да народа в форме «ярлыка» и «пейцзы». В ярлыках отражались права и обязанности народа, находящегося под властью хана.

Это были своего рода указы и распоряжения хана. Обычно они были написаны на бумаге или выделанной шкуре и в зависимости от значения при их написании использовались позолоченные или посеребренные чернила, а также простые чернила. Подлинность текста удостоверялась именем хана, родовой тамгой-знаком или личной печатью. Указы и распоряжения хана после его кончины теряли свое значение и вновь возведенный правитель был вынужден обновлять эти указы. «Пейцза» представляла собой кусок металла в виде медали, которая имела такое же значение как ханский указ или свидетельство. Пейцза обозначала, к примеру, должность или сан  данного лица, ступень в служебной иерархии при ханском дворе. В зависимости от степени человека пейцза могла быть выполнена из золота, серебра, меди или железа. Чиновники при исполнении своих обязанностей в народной среде должны были держать эти пейцзы в руках.

Население было обязано подчиняться им и исполнять все, что они поручали. Самое примечательное  в том, что в государстве не было официальной религии. Чингисхан и его дети придерживались шаманизма, однако его потомки, а затем и тимуриды восприняли Ислам и объявили его официальной религией. Татаро-монголы с уважением относились к представителям различных конфессий. И какую бы веру не исповедывал человек, он не подвергался гонениям и притеснениям. Религиозные деятели, будь то имамы или духовные лидеры христиан были освобождены от оплаты налогов и сборов. Во время боевых действий все они находились под защитой власти и не притеснялись. Сам Тимур представлялся истинным правоверным, однако, в действительности, в соблюдении требований мусульманской веры он ненамного превзошел своего великого предшественника – Чингисхана.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle