• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ковры - неоценимая роль мусульман в переходе человечества от зловонного камыша к современным напольным покрытиям

Время чтения: 6 мин
6829

К великому счастью, примерно пятьсот лет назад ковры заменили привычное напольное покрытие из болотного камыша, который расстилали на голом полу и время от времени меняли.

Эразм Роттердамский, писатель ХV в., имел определенную точку зрения об этом болотном камыше на полах английских домов: «Полы здесь, как правило,  из белой глины и покрыты болотным камышом, причем эту подстилку так редко обновляют, что нижний слой нередко лежит не менее 20 лет. Он пропитан мокротами, рвотной массой, мочой людей и собак, пролитым пивом, смешан с объедками рыбы и другой дрянью, которую и упоминать неприлично. Когда меняется погода, от полов поднимается такой запах, какой, я считаю, просто губителен для здоровья. Я мог бы добавить, что Англия… могла бы быть более здоровой, если прекратила бы использовать этот камыш…».

Чтобы случайно не попасть в яму из двадцатилетних отбросов, при дворце Хэмптон-корт, согласно некоторым сведениям, по приказу кардинала Уолси подстилку из камыша меняли каждый день. Существует иллюстрация Ламбетского дворца, на которой изображен король Эдвард IV (1461-1483), восседающий в помещении, усыпанном ярко-зеленым камышом. К счастью, кардинал Уолси лично проявлял интерес к напольному покрытию, и в конце концов Хэмптон-корт все же к 1520-му году избавился от камыша, место которого заняли семь ковров из Венеции и шестьдесят ковров из Дамаска.

Ковры восходят к древней традиции плетения ковров, традиции, начавшейся задолго до прихода Ислама. Первыми ковры начали изготавливать кочевые племена Аравии, Персии и Анатолии, которые использовали их в качестве палатки, в которых они находили укрытие во время песчаной бури; как напольные покрытия, придающие интерьеру жилища значительный комфорт; как настенные занавесы, создающие атмосферу уединения; в качестве таких изделий как одеяла, сумки и седла.

В начале 16 века кардинал Уосли решил избавиться от камышового покрытия полов в Хэмптон-корт, считая его негигиеничным, а взамен начал использовать ковры. Он заказал шестьдесят оригинальных дамасских ковров из Дамаска и несколько из Венеции.

Кроме того, ковры использовались в качестве украшения верблюда и тем самым добавления комфорта в дальних путешествиях, а также в качестве вьючных сумок для хранения провизии. 

Мусульмане с особым почтением относятся к коврам, восхищаются ими. Вдохновленные этим, они разработали как дизайн, так и технику плетения, и поэтому их ковры отличаются великолепной цветовой палитрой. Это стало возможным также благодаря развитию химии, позволившей мусульманам создавать новые оттенки при обработке кожи и трикотажа. Тунисский ученый по имени Ибн Бадис в 11 веке провел беспрецедентные опыты по созданию специальных чернил, красителей и смесей, результаты которых вошли в его труд под названием: «Пособие для писцов и инструментарий для специалистов».

Ковры мусульман заслужили славу не только за пестроту и разноцветность, но и за качество и богатые геометрические узоры: звезды, восьмиугольники, треугольники и узоры в форме роз, распределенные вокруг центрального орнаментального элемента. Арабески и флористические узоры заполняли площади вокруг данных фигур, составляя все вместе целостную картину.

Ковры могли быть огромными, для покрытия просторных площадей целых залов для приема, или миниатюрными ковриками для личного пользования, что позволяло людям молиться, или просто присесть в чистом месте. Где бы они ни были, ковры, расстеленные на полу, обеспечивали комфорт и чистоту.

В Европе ковры быстро прижились и стали показателем статуса. Король Генри VIII (правил с 1509 по 1547) известен тем, что имел более четырехсот мусульманских ковров. В портрете 1537 года он запечатлен стоящим на турецком ковре, с центральным элементом в виде звезды Ушак. Его мантия и шторы также содержат мусульманские узоры.

Но первая встреча англичан с мусульманским ковром произошла в 12 веке, когда внук Вильгельма Завоевателя, проживающий в аббатстве Клуни, подарил его англиканской церкви. В это время, мусульманский географ и философ аль-Идриси сказал, что шерстяные ковры, производимые в Шиншилле и Мурсии (которые теперь находятся в Испании), экспортируются по всему миру.

Картины позднесредневекового периода демонстрируют нам, как и где использовали ковры, и что люди думали о них. В Европе 14-15 вв. впервые они появляются на религиозных изображениях христиан. Затем, в 15 веке, мелкопоместное дворянство Европы стало кичиться ими, вывешивая из окон и балконов, как то изображено на картинах венецианского живописца Витторе Карпаччо. В 17 веке декоративными коврами сверху и снизу стали покрывать столы. Ковры также использовали для декорации шкафов и окон.

Ковры также служили в качестве дорогих подарков, которыми обменивались во время дипломатических миссий в Европу.


Мусульманские ковры столь высоко ценились, что согласно цитате из «Книги путешествий» Ричарда Хаклюйта, опубликованной лондонским Музеем Виктории и Альберта, под заглавием «Определенные инструкции даны М. Моргану Хабблторну, отправленному в Персию в 1579 году» идет рассказ о плане привоза ковродельцев из Персии в Англию: «В Персии вы можете найти ковры из грубой, нетканой шерсти, лучшие на земле и прекрасных расцветок: вам бы самим посетить эти города и поселки и научиться порядку окрашивания этой шерстяной нити, на которой после окраски ни дождь, ни вино, ни уксус никогда не оставят пятен… Если по возвращению вы сумеете привезти хоть одного хорошего рабочего в области турецкого плетения ковров, то вы, тем самым, привезете искусство в Королевство, и тем самым увеличите производительность своей компании».

Кроме османского/турецкого ковра, ни один другой ковер не достиг высокого статуса и популярности ковра персидского, который стал общегосударственным предметом бизнеса в период правления династии Сафавидов. Правители династии развивали отношения с Европой и во время Шаха Аббаса I (1587-1629), а экспорт ковров и торговля шелком стали главными источниками дохода и богатства сафавидского государства. Ковры также служили в качестве дорогих подарков, которыми обменивались во время дипломатических миссий в Европу.

Плетение ковров было огромной индустрией и стало профессиональным искусством, требующим от дизайнеров сначала составить чертеж узоров на бумаге, а лишь потом перенести на тканные изделия. Работа шла в огромных масштабах, производители получали заказы от клиентов из Европы. Персидские мастера из Тебриза, Кашана, Исфахана и Кермана производили ослепительные и завораживающие композиции с четкими узлами, в диапазоне от ковров с центральным элементом, до ковров с аркой-михрабом, вазонных ковров, «персонализованных» ковров, несущих гербовую символику целого ряда европейских правителей. У многих ковров был прямоугольный центр, а в нем размещался центральный элемент и бордюр, который мог состоять из нескольких полос и быть различной ширины.

Но к началу 19 века индустрия ковров начала угасать, отчасти из-за исторических событий и конфликтов, которые привели к утрате былой стабильности и безопасности Персии, а также из-за начала запуска собственного производства ковров в Европе в 18 веке.

Первое создание подобия мусульманских ковров в Европе произошло под руководством англичан. Королевское общество искусств организовало успешное производство «по принципу турецких ковров», путем субсидий и премий. Так, между 1757 и 1759 Общество присудило 150 фунтов в качестве приза за лучшую «имитацию» турецкого ковра.

Сегодня быстрее всех остальных растет популярность берберских ковров из Северной Африки. Берберы не оставляют отпечатков на изделиях, ворс ковров может быть намного толще, чем у аналогичных изделий других стран. Они доступны всем, так как изготавливаются не только из дорогой шерстяной нити, но также из нейлоновых, олефиновых, или нейлоно-олефиновых нитей.

С появлением современных композитных материалов ковры стали одним из самых дешевых материалов для покрытия пола в домах, квартирах и офисах. Теплота и комфорт, создаваемый ими, увеличивают их популярность, делая их наиболее распространенным материалом полового настила. Они могут представлять и предмет роскоши, к которому проявляют интерес коллекционеры, текстильные музеи и торговцы. А история с летающим ковром Аладдина только прибавила эмоционального таинства. Ковроделие стало важной неотъемлемой составляющей в жизни современного мира.

Социальные комментарии Cackle