• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Особенности формирования радикальных течений в исламе

Время чтения: 5 мин
6017

Террор и терроризм – родственные ли эти понятия или имеют кардинально разные основы под собой? Справедливо ли говорить об исламистском терроризме в средние века? Именно эти вопросы волновали молодых людей, пришедших на лекцию «Особенности формирования радикальных течений в исламе: средневековье и современность», которую в стенах Российского исламского института читал Айрат Тухватуллин, кандидат исторических наук.

Прежде, чем заводить речь о появлении радикальных течений среди мусульман, необходимо развести понятия террор и терроризм. Террор – это устрашение политических противников путём физического насилия. Также террором называют угрозу физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам, запугивание с угрозой расправы или убийства. А терроризм представляет собой совершение насильственных действий (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и проч.), направленных против гражданского населения, а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения.

- Если говорить об определении понятия «терроризм» в Штатах, то там он понимается как предумышленное, политически мотивированное насилие против мирного населения, определённого объекта различными группами и агентами с целью повлиять на настроения общества.

Однако насколько правы те, кто оправдывает свои противоправные действия религией Ислам, прикрываясь воплощением «благородной идеи»?! Зачастую сторонники радикальных организаций в основу своих действий выносят желание отразить агрессию немусульманских стран и противостоять идеологии западного мира, насаждающего вокруг свои законы и разлагающего население других государств.

- Мы должны понимать, что радикальный Ислам – это политическая идеология, сторонники которой всё же пытаются апеллировать к религиозным нормам. Стоит отметить, что впервые термин «терроризм» как таковой появился именно в новое время, в годы буржуазных революций в Европе. Если обратиться к истории Ислама, то первое покушение (именно покушение, а не террористический акт) было совершенно хариджитами, которые предали Али.

Рассказывая о появлении первых деструктивных культов, «опирающихся» на Ислам, лектор отдельное внимание уделил вопросу, кто такие ассасины и почему сегодня их ассоциируют либо с наркоманами, либо с беспринципными убийцами, готовыми лишить жизни любого за определённую сумму.

- Ассасины — наименование, под которым получили широкую известность в Средние века исмаилиты и низариты. Употребление слова хашишийа по отношению к низаритам можно заметить в письменных источниках с начала XII века. К этому времени относится обострение полемики между двумя течениями исмаилизма — низаритами и утвердившимися в фатимидском Египте мусталитами.

В одном из сочинений, написанных в правление фатимидского халифа аль-Амира, в 1122 году, сирийские низариты (шииты) были впервые названы хашишийа. Термин был снова употреблён по отношению к ним в сельджукской хронике Нусрат ал-фатра. Персидские низариты аламутского периода также назывались хашиши в зайдитских сочинениях. Во всех названных источниках нет обвинений в употреблении низаритами гашиша; слово хашишийа использовалось в уничижительных значениях «чернь, низшие классы» и «неверующие социальные парии». Поэтому довольно глупо отождествлять этих людей с суннитами, обвиняя последних в терроризме. Вообще же первая радикально настроенная организация среди суннитского мусульманского общества – Талибан (запрещенная в РФ группировка - прим.ред.).

Первые столкновения низаритов с крестоносцами относятся к началу XII века. По сути, это единственная организация, которая давала отпор натиску крестоносцев. Со времён главы сирийских низаритов Рашид ад-Дина Синана в сочинениях западных летописцев и путешественников появляется термин ассасин, производный от хашиши.

- Что лежит в основе у многих приверженцев радикальных течений? Полное неприятие других мусульман. А попасть в рай можно только через насильственную смерть, выполнив приказ своего шейха.

Так каковы же причины появления таких движений? Во-первых, это возникновение оппозиционных организаций.

- Вспомните ситуацию после завершения Первой мировой войны. Именно страны блока Антанты явились инициаторами возникновения радикальных течений. Такая персона, как Лоуренс Аравийский, возникновение Аль-Каиды (запрещена в РФ - прим.ред.) в Афганистане (как противостояние советской «оккупации») – всё это американские проекты, которые чуть позже вышли из-под контроля. Именно тогда появляется и движение ваххабитов.

Во-вторых, нельзя забывать и об изменении исторически сложившихся границ между странами и регионами. Наглядный пример – ситуация между Палестиной и Израилем, которая вылилась в захват делегации Израиля на Олимпийских играх в 1972 году и последующих их расстрел палестинскими террористами.

Другая причина, названная авторами учебного пособия «Новый терроризм в мире и на юге России», - возникновение и дальнейшее неразрешение иных существующих проблем. При этом стоит отметить, что зачастую мусульманские организации были тайными (это хорошо видно на примере шиитов).

- «Стремление спасти традиционное исламское устройство от пагубного взаимодействия с западными ценностями» - об этом на каждом углу говорили радикалисты.

Первая же террористическая исламистская группировка появляется в 1928 году в Египте. Это «Братья мусульмане» (запрещена в РФ - прим.ред.), у истоков которых стоял Хасан аль-Банна, желающий «исправить нравы мусульман». Это была политическая партия с чётко продуманной идеологией. «Надо жить проблемами всего мусульманского мира. Религия и власть неотделимы» - таковы были их лозунги.

В 1974 году образуется «Партия исламского освобождения» (запрещена в РФ - прим.ред.), а три года спустя убивают шейха Мухаммада аз-Захаби и происходит нападение на христиан и светских мусульман. Сторонники радикальных взглядов каждым действием показывали недовольство излишней мягкостью по отношению к населению. Это является наглядным примером смешивания собственных политических идей с исламским мировоззрением.

- Новая волна в деструктивных культах пошла после всемирного экономического кризиса в 2008 году, когда ужесточилась борьба за контроль над ресурсами. Как результат – «Арабская весна», зародившаяся в Тунисе и захватившая практически все страны магриба. Дольше всего сопротивление шло в Ираке и Сирии. Само усложнение глобально-экономических отношений привело к тому, что терроризм прочно вошёл в государства.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle