Аят, ниспосланный в отношении неверующих родителей
وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لاَّ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ (163)
«Ваш Бог – Бог Единственный. Нет никого, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милующего» (Бакара, 163).
Ибн Аббас рассказывал: «Неверующие из числа курайшитов пришли к посланнику Аллаха ﷺ и сказали: «О, Мухаммад! Опиши и охарактеризуй нам своего Господа». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/167; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/128].
يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُواْ مِمَّا فِي الأَرْضِ حَلاَلاً طَيِّباً وَلاَ تَتَّبِعُواْ خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ (168)
«О, люди! Ешьте то, что (дано вам) на земле из халяльного и чистого, и не следуйте по пути шайтана. Поистине, он для вас – явный враг» (Бакара, 168).
Этот аят был ниспослан в связи с тем, что племена Сакиф, Хузаа и Мудлидж запретили сами себе некоторые виды животных. Однако и слова этого аята, и его хукм (предписание) носят общий характер [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/139-140].
В риваяте, переданном от Кельби, вместо племени Мудлидж упоминается род Амир ибн Са`саа, а животные, которых они себе запретили, были «Бахира, Саиба, Василя и Хами» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 36].
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что племена Сакиф, Амир ибн Са`саа, Мудлидж и Хузаа сделали запретными для себя бахиру, саибу и василю (языческие обычаи – прим.ред.) [Фахруддин ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 5/2].
كُتِبَ عَلَيْكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ إِن تَرَكَ خَيْرًا الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالأقْرَبِينَ بِالْمَعْرُوفِ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ (180)
«Вам предписано – когда приблизится к кому-то из вас смерть, и у того (человека) есть (имущественное) добро – (составить) завещание родителям и близким родственникам по справедливости. Это обязанность богобоязненных» (Бакара, 180).
В Благородном Коране о завещании говорится в трех аятах. Это 180-й аят суры аль-Бакара, 12-й аят суры ан-Ниса и 106-й аят суры аль-Маида. Данный аят был ниспослан раньше всех других аятов, касающихся наследства. И среди всех тех аятов посвященных наследству, он является наиболее всеобъемлющим [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/173].
Хотя некоторые алимы и говорили о том, что завещание родителям и родственникам было отменено, однако в соответствии с одним из мнений данный аят был ниспослан в отношении неверующих родителей и родственников. Особенно в первое время распространения ислама, бывало так, что человек принимал ислам, однако его родители или близкие родственники, являвшиеся его наследниками, оставались неверующими.
Поскольку отличия в исповедуемой религии было препятствием для наследования, ниспосланный аят, оберегая права родственников, сообщает, что родственники, исповедующие иную религию, могут быть наследниками [Абуль-Баракят Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, Мадарикут-Танзиль ва Хакаикут-Тавиль, 1/150].
Автор: Islam Today