• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Правда ли, что за хорошее отношение к животным человеку прощаются грехи?

5505

Бережное отношение к живой природе в исламе

Бережное отношение к живой природе в исламе

Необходимость бережного и аккуратного отношения к живой природе цивилизованное человечество стало осознавать только в 20 веке – столкнувшись с проблемой загрязнения воздуха и воды, вырубания лесов, вымирания многих видов животных в результате неразумного и безудержного технического прогресса.

До этого момента – когда человечество буквально оказалось на грани выживания – люди в течение многих веков почти не задумывались о том, что природу следует беречь. Казалось, что ее ресурсы неисчерпаемы, и их хватит еще на долгие годы. Всеми этими проблемами занимается популярная нынче наука экология.

В связи с этим многие мусульмане задаются вопросом – что говорится об экологических проблемах, о необходимости беречь окружающую среду – в нашей религии? Ведь известно, что ислам – религия всеобъемлющая, охватывающая все аспекты человеческой жизни.

Исламская религия учит нас, что Всевышний Создатель по Своей милости одарил людей различными благами – Он сотворил солнце, которое нас обогревает; землю, по которой мы ходим, на которой для нас растут разнообразные растения; воду, которую мы пьем, воздух, которым мы дышим. Он же покорил человеку разнообразных животных, которые населяют землю.

"Солнце и луна движутся согласно рассчитанному порядку. Звезды (на небе) и деревья (на земле) совершают поклоны (своему Творцу). Он (Аллах) возвысил небо и установил весы (справедливость)…Он распростер землю для творений. На ней есть фрукты и пальмы с чашечками (или волокнами), а также злаки с листьями и травы благоуханные. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?" (сура «Милостивый, 5-7, 10-12).

«Он [сотворил] также скот, который согревает вас и приносит пользу, им же вы и питаетесь. Вы наслаждаетесь красотой домашних животных и тогда, когда вечером пригоняете их [в загон], и тогда, когда утром отгоняете на пастбище. Они перевозят вашу поклажу в края, достичь которых вы могли бы только ценой телесных тягот. Воистину, Господь ваш - сострадательный, милосердный, [сотворил также] коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и пользовались как украшениями» (сура «Пчелы», :5-8).

Про человека в нашей религии говорится, что он поставлен наместником надо всей землей, который должен нести ответственность за сохранность всего, что его окружает:

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» (сура «Аль-Бакара»; 30).

Спокойная и гармоничная жизнь человека зависит от того, насколько разумно он будет пользоваться тем, что вверено его попечению. На человека возложены определенные обязанности по правильному использованию всего, что предоставлено в его распоряжение из окружающего мира. В чем же заключаются эти обязанности?

1. Бережно относиться к воде.

Вода – это уникальный дар от Аллаха, именно благодаря воде возможна жизнь на нашей планете. По статистике, около 40% населения Земли страдает от нехватки питьевой воды. Но с другой стороны, сколько людей безрассудно тратят воду – во время приготовления пищи, для личной гигиены, в промышленных нуждах.

Еще полторы тысячи лет назад Всевышний через Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) строго предостерегал людей от подобной расточительности, запретив напрасно расходовать воду:

Передается, что однажды Пророк (мир ему и благословение) проходил мимо Саада ибн Аби Ваккаса (да будет доволен им Аллах), который совершал омовение и сказал ему:

- К чему это расточительство (исраф)?

Саад спросил:

- Разве исраф может быть также и в вуду (омовении)?

Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Даже если бы ты совершал омовение посреди реки (нужно проявлять бережливость)» (Ахмад).

Воду нельзя загрязнять и портить:

«Остерегайтесь трех действий, который могут привести к проклятию – справлять нужду в тени (деревьев, где отдыхают люди), на дороге и в водоемы (откуда берут воду)» (Передал Муаз).

2. Бережно относиться к деревьям и другой растительности.

Деревья также приносят человеку много пользы – это и материал для строительства, и сырье для бумажной и многих других отраслей промышленности. Леса называют «легкими планеты» - они выделяют кислород благодаря процессу фотосинтеза, происходящему в зеленых растениях.

Фитонциды, вырабатываемые большинством хвойных растений, уничтожают болезнетворные микроорганизмы. В лесах обитает множество животных. Лесные территории защищают почву от процессов эрозии, предотвращая поверхностный сток осадков.

О важности умножения количества деревьев говорилось в исламе еще много веков назад:

«Если мусульманин посадит дерево или посеет семена (растений), и человек или животное будут питаться от него, это будет для него как садака» (Бухари).

«Если Час (День Воскресения) будет на подходе, а один из вас несет пальмовый саженец, то ты должен посадить его, даже если до наступления Час остается одно мгновение» (Ахмад).

Также передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Тому, кто срубит дерево (без нужды), сожгут голову в Аду».

Когда мусульманское войско отправлялось в поход, первый халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) строго предупреждал воинов: «Не выкорчевывайте и не выжигайте пальмы, не подрезайте жилы скотине и не вырубайте плодоносные деревья…».

3. Человек должен бережно относиться к среде своего обитания.

Вознаграждение полагается даже за то, что человек уберет с дороги какой-то мусор, который наносит вред другим людям:

«Убрать с дороги камень, ветку, кость (то, что наносит вред людям) является милостыней». (Тирмизи)

Наносить ущерб окружающей среде может только смутьян и беззаконник:

«А когда он отвернется [уходит от тебя], то идёт по земле, чтобы сеять на ней беспорядок [смуту, неверие и грехи] и уничтожить посевы (людей) и скот, – а Аллах не любит беспорядка!» (сура Аль-Бакара, 205).

4. Необходимо соблюдать права других живых существ.

Очень много внимания наша религия уделяет правам других живых существ, которые населяют нашу Землю. Всевышний сотворил на нашей земле множество разнообразных животных, от которых человек также может получать пользу.

Одни животные дают нам полезные продукты - мясо и молоко, мед и воск, шерсть и кожу, другие охраняют имущество человека, помогают ему в работе – перевозят поклажу, пасут скот, ходят вместе с человеком на охоту.

Специально обученные собаки-поводыри облегчают жизнь слепым людям, служебные собаки используются в полиции для розыска преступников, они же помогают в поиске наркотиков и взрывчатых веществ.

В Коране Всевышний указывает людям на животных, как на знамения Своего могущества и милости к людям:

«Воистину, животные служат назиданием для вас: Мы поим вас тем, что находится у них в утробах; они приносят вам много пользы, и вы питаетесь от них» (сура «Верующие», 21).

Однако тот факт, что животные созданы для облегчения жизни человека и занимают подчиненное положение по отношению к людям, не означает, что они полностью бесправны, и люди вольны обращаться с ними, как им угодно. Владение и распоряжение животными накладывает на человека определенные обязанности, за которые человек будет строго спрошен впоследствии.

Европейское общество заговорило о правах животных только на рубеже 17-18 веков, до этого животные рассматривались не только как бессловесные неразумные создания, но и как полностью бесчувственные.

Французский философ Декарт писал в 17 веке, что «они (животные) есть не более, чем машины, автоматы. Они не ощущают ни удовольствия, ни боли и вообще ничего…». Хорошее отношение к животным с такой точки зрения могло быть продиктовано только заинтересованностью владельца в их хорошей работе, но не жалостью и милостью к самим живым существам.

Исламское вероучение упоминает о необходимости хорошего обращения с живыми существами из милости к ним, как к созданиям Аллаха, еще полторы тысячи лет назад. Существует множество наставлений нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в которых верующие предупреждаются о наказании за плохое обращение к животным, которые находятся на их попечении, и, наоборот, говорится о награде за хорошее к ним отношение.

Передается, что сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) очень любил кошек. Его супруга Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщает:

«Пророк Аллаха (мир ему и благословение) обычно наклонял сосуд с водой, чтобы из него могла попить кошка, а потом делал вуду (омовение) этой водой» (Табрани, хадис 7949).

В другом хадисе рассказывается, что однажды любимая кошка Пророка заснула, лежа на рукаве его халата. Чтобы не беспокоить ее, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) попросту отрезал рукав от халата и в таком виде пошел совершать молитву.

Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поведал сподвижникам о грешной женщине из общины бану Исраиль, пожалевшей собаку, которая в жаркий день не могла найти воды. Эта женщина сняла с ноги туфлю, достала воды из колодца и напоила собаку, за что Всевышний простил ей грехи.

Сподвижники, услышав этот рассказ, удивились – разве награда полагается даже за хорошее отношение к животным? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил им: «Награда полагается за доброе отношение ко всему живому» (Бухари).

Если человек держит животных для каких-то целей – для охраны жилища, для своего пропитания, для работы – он должен хорошо кормить их и обеспечить их местом для жизни, рабочих животных нельзя нагружать непосильным трудом сверх их возможностей, нельзя бить и мучить их.

Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел верблюда, который был истощен от голода и сказал:

«Бойтесь Аллаха в отношении животных, которые не могут говорить о своих нуждах. Если вы ездите на них, обращайтесь с ними соответственно (не перегружайте их), если вы держите их для еды, выгуливайте их на хороших пастбищах, где достаточно пищи» (Абу Дауд).

Другой хадис рассказывает о женщине, которая попала в Ад за плохое обращение с кошкой. Она держала ее взаперти – не кормила ее и не давала ей возможность самой найти себе пропитание (Бухари и Муслим).

С животным, предназначенными на убой, следует обращаться милосердно: нельзя забивать животное тупым ножом, чтобы оно долго мучилось, нельзя убивать одно животное на глазах у другого:

«Воистину, Аллах предписал делать добро по отношению ко всему сущему. Даже если вы убиваете, то убивайте по-хорошему, если совершаете забой, то делайте это хорошо. Пусть человек хорошо наточит свой нож и не мучает животное» (Муслим).

Однажды он (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на бок лежащей овцы, а овца время от времени бросала на него свой взор. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Разве не мог ты сделать это прежде?! Неужели ты хочешь убить её дважды?» (Табрани).

В исламе запрещено устраивать бои животных, нельзя убивать животных для развлечения.

Сообщается, что однажды Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) проходил мимо курайшитских подростков, которые, подвесив птицу, стреляли в неё из лука, а каждую стрелу, не попавшую в цель, отдавали хозяину птицы.

Когда они увидели Ибн Умара, то спешно разошлись, а он сказал: «Кто это сделал? Пусть Аллах проклянёт тех, кто это сделал, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклинал тех, кто сделал мишенью то, в чем есть душа» (аль-Бухари и Муслим).

Из вышесказанного мы видим, что, хотя такие слова, как «экология» или «защита окружающей среды», не упоминаются в источниках исламского вероучения, в них перечислены основные правила разумного и бережного отношения к окружающей нас природе – живой и неживой.

Если все люди будут следовать этим правилам, наша Земля, по милости Всевышнего, всегда будет поистине прекрасным и удобным местом для обитания.

Анна (Муслима) Кобулова

Комментарии

Яндекс.Метрика