• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Благодарность Всевышнему

Время чтения: 9 мин
9439

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Благодарность Всевышнему

Первыми словами, которые произнес пророк Адам, мир ему, были: «Хвала Аллаху, Господу миров!». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом: «После того как Аллах вдунул в Адама (дух) и дух достиг его головы, (Адам) чихнул и сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров», на что Всевышний и Всеблагой (Аллах) ответил ему: «Да помилует тебя Аллах!»[1]. Это первое выражение восхваления и возвеличивания Всевышнего, которое произнес человек. 


[1] Ибн Хиббан, 6165. Достоверный хадис

Наверно, из всей гаммы чувств и эмоций самая прекрасная и глубокая - это благодарность. Особенно – если она обращена сердцем человека к своему Создателю. Наверняка, она так же прекрасна, как и редка. Потому что в Коране об этом сказал Всевышний: «Но среди Моих рабов мало благодарных»[2]Однако благодарные – это одни из самых счастливых среди человечества, потому что добро этого чувства – велико.


[2] Коран; 34: 13

Один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абдулла Ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Благодарение – это полвина веры». Отсутствие благодарности – это признак омертвения сердца и путь, по которому шайтан вводит в заблуждение человека. Когда Ибоис был проклят, он сказал: «За то, что Ты наказал меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными». Благодарность – это звено в цепочке поклонения. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что в Судный день это будет особа группа, которую введут в Рай. В Судный день воззовут к ним: «Благодарные, встаньте на ноги!». Они поднимутся, а затем им даруют знамя, с которым они войдут в райские дворцы. У Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, что это за группа. И он ответил, что это будет группа людей, которые в миру были благодарны Всевышнему и в радости, и в беде.

Две части благодарности

Условно благодарность можно разделить на две части. 

Первая часть – это знание о милостях Аллаха. Это осознание человеком того, что все, чем он владеет, все, чем он окружен – милость Всевышнего, проявленная к нему, а никак не результат его заслуг. Это знание может выразиться в словах Мухаммада Окара: «Хвала Аллаху, Который даровал мне много, не будучи обязанным даровать мне и мало». В неимущих, сиротах, ущемленных – всех тех, кто находится в худшем положении, чем мы, - Всевышний даровал нам знамение, знамение Своей милости. Ведь на месте того же бедняка или инвалида, которому мы сочувствуем, могли бы оказаться и мы по воле Всевышнего. Как сказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «Смотрите на тех, кто ниже вас (по мирскому благополучию) и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости, которыми вас облагодетельствовал Аллах». Сюда также относятся те милости, которые человек получает посредством людей: ризк, помощь, поддержка и другие.

Вторая часть благодарности – это восхваление Всевышнего, воздаяние ему лучших слов и дел, в которых и выражается человеческая благодарность. Это чувство таково, что получая милость, человек отвечает на него любовью в адрес дающего и стремится сделать то же самое в отношении него. И, конечно же, ответный шаг зависит от того, что нравится давшему. Поэтому благодарность Всевышнему выражается в добрых мыслях, искренних делах и правильных словах в отношении Его. Иным словом, в поклонении. Поклонение – это лучший способ проявить благодарность Аллаху. Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, да будет доволен им Аллах, так усердно молился ночью, что его ноги опухали. Она спросила у него: «О Посланник Аллаха, разве Аллах не простил тебе все прошлые и будущие грехи?» Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «А разве мне не стоит быть благодарным рабом?».

То есть благодарность состоит из 1. понимания, видения окружающих человека милостей, которыми одарил его Аллах; и 2. собственно благодарения как способа выражения любви к Аллаху, поклонения Ему, воздаяния хвалы за щедрость, доброту и милосердие.

Панацея при несчастьях

Благодарность тесно
связана с верой в добро.

В контексте испытаний, благодарность верующего – это вера в скрытое добро, которое несут эти испытания. Например, добро очищения от грехов, добро приближения ко Всевышнему, добро быть услышанным Всевышним и получить ответ на мольбу. Когда человек испытывает трудности, но при этом вспоминает то хорошее, что у него есть, его боль облегчается. Он понимает, что его положение не так плохо, как могло бы быть. Всевышний говорит в суре «Ан-Нахль», аят 18: «Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их! Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный!». Какие бы несчастья ни приключались с человеком, добра, ниспосланного ему Аллахом – все равно больше. И если человек разумно оценивает свое положение, то он будет благодарным Всевышнему даже в бедах: 1. из страха разгневать Аллаха, тяжело расстроившись из-за мирского несчастья; 2. из осознания, что даже в этот нелегкий момент он окружен и вкушает многочисленные дары Аллаха.

Как пишет психоаналитик Мелани Кляйн, благодарность смягчает негативные импульсы. Таким образом, вера в добрую сторону происходящих несчастий и переживание благодарности за них облегчает тяготы и помогает справиться с ними наилучшим образом – с восхвалением Всевышнего и проявлением любви к Нему.

«Сестры» благодарности

Основа благодарности заключается в удовольствии, что человек получил «исключительный дар», который он хотел бы сохранить. Если человек не рад милостям Аллаха, то он не может чувствовать благодарность за них.

«Сиамским близнецом» благодарности является милосердие. В книге «Могущество духовного интеллекта» Тони Бьюзен пишет: «Среди духовных граций есть два близнеца – милосердие и благодарность, - являющихся зеркальным отображением друг друга. Милосердие заключается в оказании помощи тем, кто в ней нуждается, а также в умении проявлять терпимость в оценке их нужд. […] Благодарность представляет собой противоположную грацию. Она появляется там, где вы с признательностью воспринимаете чьи-то действия, полные милосердия, понимания и самоотверженности, и открыто демонстрируете, сколь высоко вы цените ту доброту, которая была проявлена по отношению к вам» … Наверное, здесь стоит сделать паузу, чтобы каждый задумался, вспомнил и почувствовал: милосердие, мудрость, понимание и любовь Всевышнего к нему, которую человек мог видеть в том, что радует его, в том, что нравится ему, в том, что спасало его от нужды и одиночества…

«Эти два действия могут рассматриваться в совокупности как своего рода духовное дыхание, - пишет Бьюзон, - две стороны которого взаимно дополняются: благодарность имеет место там, где вы «вдыхаете» и тем самы получаете живительную энергию; милосердие – там, где вы «выдыхаете» ранее полученное и возвращаете его своему окружению».

Всевышний Аллах говорит: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим». И, кажется, это обещание Всевышнего касается не только материальных благ, но и психологического состояния верующего. Когда человек видит вокруг себя милости Аллаха и принимает их в сердце с любовью и благодарностью, он усваивает вместе с этим определенное чувство – чувство обладания неким богатством. По ощущениям это богатство не ограничено, как, например, богатство материальное. Это совершенно разные состояния: обладать большим капиталом и чувствовать себя богатым. Тот, кто обладает деньгами, не всегда душевно спокоен – часто он рвется к еще большему богатству и его постоянно мучают алчность, жадность и беспокойство. Но тот, кто чувствует себя богатым, независим от кошелька. У него могут быть в кармане всего две сотни рублей, но он будет щедр по отношению к братьям так, будто он миллионер. И дело не в том, что он расточителен, а в том, что его внутренне чувство обогащения, которое появляется вследствие благодарности, способствует его щедрости.

Мелани Кляйн пишет:

«Благодарность тесно связана с щедростью. Внутреннее богатство (вернее, ощущение богатства – прим. авт.) возникает благодаря усвоению хорошего объекта (то есть благодаря признанию милостей Всевышнего, Его благ и принятию их со смирением и довольством), так что индивид становится способен поделиться его дарами с другими людьми. Это позволяет интроецировать более дружественный внешний мир (то есть воспринимать мир и окружающую реальность в более положительном, приветливом свете), и чувство обогащения усиливается». 

Получается, что чувство благодарности помимо довольства Аллаха вызывает в нас самих положительные перемены: ощущение богатства, проявление щедрости, милосердия, смягчение взгляда на окружающий мир и сопутствующее чувство любви к своему Создателю. Потому что благодарность – это отросток чувства любви.
 
Английский поэт и художник Уильям Блейк сказал: «Благодарность – это сами небеса!». Небеса – это одно из прекраснейших творений Всевышнего, один глубокий взгляд на которые вызывает ощущение безмятежности, легкости, высоты. Но они далеки от нас и доступны только взору. Перефразируя же поэта, мне хочется сказать, что благодарность – это те же небеса, та же легкость, безмятежность, блаженство, но только не где-то там в высоте, а в наших собственных душах, в нашем сердце. Благодарность – это небеса наших душ.

Социальные комментарии Cackle