Аят о тех, кто просил разрешения поклоняться своим идолам
Создано при помощи нейросети Kainat.AI
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ اتَّقِ اللَّهَ وَلَا تُطِعِ الْكَافِرِينَ وَالْمُنَافِقِينَ إِنَّ اللَّهَ
كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا
«О Пророк! Бойся Аллаха и не подчиняйся неверующим и лицемерам. Поистине, Аллах – Знающий, Мудрый» (Ахзаб, 1).
Согласно риваяту Джувайбира от Даххака, а он – от Ибн ‘Аббаса, группа мекканцев, среди которых были аль-Валид ибн аль-Мугира и Шейба ибн Рабиа, сказали Пророку ﷺ: «Если ты откажешься от своих притязаний, мы отдадим тебе половину наших богатств». Шейба ибн Рабиа обещал выдать замуж за Пророка ﷺ свою дочь. Вот в связи с этим случаем был ниспослан этот аят.
«Не приобщай к Аллаху никого! Поистине, язычество – великое зло»: история ниспослания аята
В другом риваяте, дошедшем от Ибн ‘Аббаса, также сказано, что в Медине иудеи и мунафики грозились убить Пророка ﷺ, если он не откажется от своих устремлений. И после этого был ниспослан этот аят (Замахшари, III, 248; Суюти “Любаб ан-Нукуль”, II, 60).
После хиджрата в Медину, Пророк ﷺ очень хотел, чтобы иудеи из Бану Курайзы, Бану Надира и Бану Кайнуки стали мусульманами. Некоторые из них исключительно из лицемерия делали вид, что стали последователями Пророка ﷺ. Чтобы привлечь их к исламу, Пророк ﷺ очень мягко обращался с ними, делал подарки старшим и младшим, старался не замечать их мелкие прегрешения, прислушивался к сказанному ими, внимательно слушал их. Эта аяти-карима была ниспослана как раз в связи с этим (Куртуби, XIV, 77).
Фото: Bastian AS / shutterstock.com/ru
Также говорилось о ниспослании аята об одной группе из сакифитов, которые пришли к Пророку ﷺ и попросили у него разрешения еще на один год остаться им идолопоклонниками, говоря: «Эй, Мухаммад, дозволь нам еще один год поклоняться Лату и Уззе, чтобы курайшиты поняли, как высоко ты нас ценишь». Вот после этого был ниспослан этот аят (Куртуби, XIV, 77).
По сути, нет большой разницы, о ком этот аят: про мушриков из курайшитов или из сакифитов. И те, и другие просили разрешения продолжить поклоняться тем, кому они поклонялись кроме Аллаха, и превращали это в предмет торга. Также очевидно, что таухид превыше любых торгов и всяких соображений, и что хукм этого аята имеет всеобщий характер и относится ко всем, кто просит о чем-то подобном.
Из книги «Асбабун-Нузуль»