Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Там, где рождались сказки: ислам в Дании

Время чтения: 9 мин
4983

Там, где рождались сказки: ислам в Дании

Дания… Сразу в голове всплывают иллюстрации из сказок Ганса Христиана Андерсена – пряничные домики, мельницы, улыбчивые люди. Но мало кто знает, что в 60-х года XX века в Данию впервые прибыли мусульмане. То были мигранты из стран Северной Африки, Турции и Пакистана. О том, как сложилась судьба приехавших мусульманских семей, читайте в нашем материале.

Королевство Дания – государство, расположенное на севере Среднеевропейской равнины и занимает переходное положение между материковой Европой и Скандинавским полуостровом. В качестве самостоятельного королевства существует с IX в. н.э. Столица – Копенгаген. Население – 5,4 млн человек. Площадь – 43 093 кв. км. Государственный язык – датский. Основная религия – лютеранство.

Дания – это то место, которое соединяет в себе не только старинные достопримечательности, но и передовые технологии. К примеру, это один из самых длинных в Европе мостов, который соединяет Копенгаген и Ютландию. Или самая высокая труба для угольной теплоэлектростанции.

В Дании все ездят на велосипедах, вне зависимости от пола и возраста. В Копенгагене велосипедов столько же, сколько машин, а, может, и больше. Дороги в городах поделены на автомобильную и велосипедную полосы, кое где стоят дополнительные светофоры специально для велосипедов.

Датчане называют себя данами, по-английски – Danes. Они вполне законно считают себя потомками викингов и любят свой парламент. Экономные датчане считают содержание собак слишком дорогим. Поэтому собаки встречаются редко. Датчане – настоящие параноики в области экологии: многие семьи заводят себе домашние прессы для утилизации отходов разного вида. А еще Дания самым передовым в мире способом вырабатывает энергию – ветром. Атомных электростанций тут нет вообще. Ко всему этому датчане очень законопослушные и платят огромное количество налогов. Поэтому здесь нет ни страшно богатых, ни страшно бедных – государство поддерживает последних, для чего берет деньги у первых.

Если говорить о переселенцах, то важно отметить, что история государства Дания насчитывает не одну волну эмиграции. Начиная со средневековья, на скандинавских берегах находили убежище голландцы, немцы, шведы, цыгане, французы-гугеноты, а уже в современную эпоху здесь обрели кров жертвы венгерских событий 1956 года. Примерно в это же время повсеместно в Европу начали завозить дешевую рабочую силу из Турции, Пакистана и Северной Африки. Тогда, в шестидесятых, идею одобрили практически все датские политики. В результате первой волны в стране осело до 10 тысяч мусульманских семей.

Там, где рождались сказки: ислам в Дании

Второй значительный поток эмигрантов пришелся уже на восьмидесятые – в связи с событиями на Ближнем Востоке в страну хлынули беженцы из Ливана, Ирана, Ирака и люди без гражданства (палестинцы). Потом разразилась катастрофа в Сомали, позже – трагические события в Югославии. И каждый раз получалось так, что убежище в стране, чей флаг украшен христианским символом, чаще всего находили носители иной культуры –ислама.

Отучившись положенное количество часов языку и обретя специальность, осевшие в стране становились весьма активными участниками общественной жизни Дании. С бытовой точки зрения, эмигранты чувствовали себя вполне счастливыми в своих по-восточному набитых вещами квартирках, платили налоги в датскую казну. Для скандинавов интеграция означала встроенность в общество и активный контакт. Европейцы предпочитают семейным узам общественные отношения. Мусульмане выше всего ставят семью и Шариат и не отчуждаются от общественных отношений. Общий язык тоже они умеют найти со всеми. По большому счету конфессиональная принадлежность «новых датчан», как дипломатично обозначили переселенцев, не вызывала бы тревоги. Если бы не одно «НО»: некоторые исламофобы пытаются всячески отделить датских, да и всех европейских мусульман от жизни самой Европы, представляя их как захватчиков, посягнувших на свободу европейцев.

Дискуссии о месте мусульман в датском обществе идут бесконечно. Сейчас Дания имеет в составе населения 7% иностранцев: за прошедшие тридцать лет их число возросло семикратно, а Ислам стал второй по значимости религией в лютеранском обществе. Согласно статистике, возможен такой расклад, что к 2020 году количество иностранцев в Дании удвоится: 14%, или каждый шестой.

Там, где рождались сказки: ислам в Дании

В последние годы в Дании увеличилось количество мусульманских обществ. Половина датских мечетей получили статус религиозных организаций, что дает им право проводить свадебные церемонии, а также иметь налоговые льготы. По мнению социолога Лене Кюле, увеличение мусульманских организаций вполне объяснимо. Основной из причин являются поправки к Закону об иностранцах, принятые в 2004, согласно которым духовным лицам, работающим в официальных религиозных организациях, предоставляется вид на жительство. Рост исламских организаций означает увеличение активности самих мусульман, которые хотят участвовать в жизни общества. На пути налаживания отношений с государством, мусульмане зачастую испытывают трудности «начального периода». Так, большинство мусульманских религиозных обществ не знают, как использовать налоговые льготы и, соответственно, вести донорскую деятельность. Все эти трудности вызваны незнанием самых сложных правил. Все это может привести к определенным трудностям при реализации таких проектов, как ремонт мечетей, их строительство или приглашение имамов.

Согласно данным социологических центров мусульманских проповедников Дании, каждый год свыше пяти тысяч жителей страны принимают Ислам. Одну треть из новообращенных составляют представители молодежи, а многие женщины становятся мусульманками, выйдя замуж за последователей религии Пророка (мир ему и благословение). Всего же в Дании проживает около 250 тысяч мусульман, что составляет 3% от 5,4-миллионного населения страны. Умма имеет трех своих представителей в парламенте. Ислам является второй религией в стране по количеству последователей после лютеранства.

Что интересно, Коран, священное Писание мусульман, - это наиболее частый подарок, который дарят датчане друг другу на Рождество пророка Иисуса (мир ему). Как пишет датская газета Кристелигт Дагблат, за месяц до Рождества было продано более 5 тысяч экземпляров Корана. Эксперт по исламским вопросам Юрген Бек Симонменс считает, тот факт, что датчане чаще дарят друг другу священный Коран, говорит об их склонности узнать больше о мусульманах и их религии.

Там, где рождались сказки: ислам в Дании

К сожалению, не все так хорошо в Дании Андерсена. Был в истории государства довольно печальный факт. В 2005 году мусульмане всего мира были оскорблены кощунственными действиями датской газеты. Позже эти карикатуры опубликовали и другие издания за пределами Дании. Не только мусульмане, но и здравомыслящие люди всего мира отреагировали на это резким осуждением публикаций и устроили митинги и акции протеста. В связи с этим в Копенгагене прошла акция протеста, в которой приняли участие более 5 000 человек, не только мусульман. Акции протеста прошли и в России, а в Дагестане мусульмане провели митинг и 2006 год был объявлен годом изучения жизни и деятельности Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Послы Пакистана, Ирана, Боснии и Герцеговины, Индонезии, а также арабских государств заявили о том, что глубоко оскорблены. Затем к Расмуссену обратились Министры иностранных дел арабских государств. В эти скандальные 2005-2006 годы в супермаркетах ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других стран Залива появились листовки, в которых покупателей призывали не покупать датские товары. Отменялись деловые встречи и заказы с датскими импортерами. По опросам местных газет, от 74 до 92% их читателей поддерживали бойкот Дании. Из-за бойкота датские компании понесли многомиллионные потери. Арабские и исламские страны предпринимали внешнеполитические демарши в знак протеста против Дании. Ливия и Саудовская Аравия отозвали своих послов из Копенгагена, министерства иностранных дел ряда арабских стран вызвали для объяснений глав датских дипломатических миссий. После этих действий премьер-министр страны Андерс Фога Расмуссена призвал граждан страны пользоваться своим правом на свободу выражения взглядов, однако при этом не оскорблять религиозных чувств мусульман и других верующих. Мусульмане Дании с одобрением восприняли выступление премьер-министра. Это стало позитивным сигналом для арабских стран. Слова, сказанные им в канун Нового года и переведенные на арабский язык для трансляции в странах Ближнего Востока безусловно сняли напряженность в отношениях между властями Дании и мусульманских стран.

К счастью, Дания известна не только выпадами, в которых задеваются религиозные чувства, но и желанием вести межконфессиональный диалог. Так, осенью 2007 года Христиане Дании в ответ на письмо 138 исламских богословов и лидеров предложили им продолжить диалог и пригласили мусульман в Данию. Ответное письмо подписали представители 16 христианских церквей и общин страны. Генеральный секретарь Национального Совета церквей Дании Мадс Кристофферсен дал высокую оценку тексту исламских богословов, назвав документ «глубоким, смелым и открытым к сотрудничеству с Христианством». Это стало важным шагом в подлинном диалоге между последователями двух наиболее распространенных в мире религий. Отметив, что межрелигиозное и межкультурное общение является одним из наиболее эффективных инструментов для предотвращения насилия и конфликтов вроде «карикатурных войн», Кристофферсен подчеркнул необходимость взаимного уважения как фундамента для продолжения диалога. В ответном письме христиане Дании поблагодарили также мусульман за уважительное отношение к Иисусу Христу (мир ему).

Там, где рождались сказки: ислам в Дании

Еще одной платформой для диалога стало ясное признание мусульманами того, что христиане верят в Единого Бога. Христиане Дании призывали исламский мир к диалогу не только в богословской, но и в этической сфере.

В Копенгагене работает Исламский Международный Банк Дании. Стоит отметить, подобные экономические учреждения действуют в Пакистане, Иране, Судане и Малайзии, а в немусульманских странах – Великобритании, Дании, Филиппинах – даже имеются исламские финансовые университеты. Примерная оценка суммы фондов, управляемых по исламским законам, составляет 50-100 млрд долларов.

В 2006 году муниципалитет Копенгагена выдал мусульманской общине разрешение на строительство первой мечети в датской столице, предоставив для выбора 12 земельных участков. Мусульманские лидеры выбрали участок стоимостью в 5 миллионов долларов и размером в 5 тысяч квадратных метров недалеко от мусульманских кварталов столицы.  Несмотря на то, что земля в этой стране – одна из самых дорогих в мире, также ведется строительство мечети во втором по размерам датском городе Орхусе. Лидеры датских мусульман обращаются в различные арабские страны, чтобы получить деньги на реализацию плана строительства. Как и во все времена, Ислам распространяется, несмотря на трудности.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle