• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Зайсан – утерянная история татарского народа

Время чтения: 4 мин
1978

Как одна фотография рассказала о жизни целой общины

Эта фотография побудила меня заинтересоваться историей одного небольшого городка в Казахстане, который оказался тесно связан с судьбой татарского народа.

На обороте фотографии есть арабографичная надпись на татарском:

Моей милостивой дорогой маме!

На память

Ваш сын Гусман Девлеткильдеев,

ваша внучка Бадигджамал Девлеткильдеева.

Город Зайсан 24 декабря 1914 года

На обороте также можно увидеть печать фотоателье, но, как видно, оно неотчетливое. Но при более детальном исследовании удалось выяснить, что фотография была сделана в фотоателье Яскина К.А., которая функционировала в Зайсане в 1908–1914 годах.

На фотографии изображены представители знаменитой татарской купеческой династии Девлеткильдеевых, которая в свое время обосновалась в Петропавловске.

В татарских дореволюционных источниках город более известен как Кызылъяр. Но со временем из-за торговых дел, некоторые представители рода оказывались и в других городах Казахстана. В том числе в Зайсане.

Зайсан – небольшой город, расположенный в восточной части Казахстана, недалеко от границы с Китаем. Город имеет долгую и интересную историю. В его развитие и рост внесли свой вклад различные этнические группы. Одной из таких групп являются татары, сыгравшие важную роль в истории Зайсана.

Татары начали селиться в Зайсане в конце XIX века, в период расширения и освоения региона. В то время Зайсан был небольшим городком, служившим торговым центром и транспортным узлом Российской империи. Татары были привлечены экономическими возможностями города и начали там обосновываться.

В Зайсане татары занимались самыми разными промыслами и профессиями, включая торговлю, ремесла и земледелие. Они основали свою общину в городе, здесь появилась татарская мечеть, татарская мужская и женская школы – все они служили центрами культурной и общественной жизни местных татар.

В плане культуры и образования татары оказали большое влияние на казахские семьи. Они тоже стали отдавать своих детей в эти в школы, а сами перенимали татарский язык, культуру и обычаи, и таким образом становились частью татарской нации. Это отчетливо видно из сохранившихся дореволюционных фотографий жителей Зайсана.

«Мухаджиры»: почему татары массово покидали Российскую империю?

В Зайсане было две мечети: одна казахская, а вторая татарская. Из них сохранилось лишь здание татарской мечети. Татарская мечеть Зайсана — это историческая мечеть, построенная в 1908 году. В современных исторических сведениях о строительстве мечети записано, что она построена по заказу местного купца скотопромышленника Улкен кажы Бекшентаева. А для строительства мечети кирпичи изготовлялись на кирпичном заводе Ахметзаки Ахтямова.

Однако исследовательница мечети В. Кумарова и местные краеведы утверждают, что мечеть, а также мужская и женская школы были построены на средства татарского купца Ахмедзаки Ахтямова (1865–1937). В последующем он сам исполнял обязанности имама мечети.

Сам Ахмедзаки хазрат был родом из деревни Новый Балыкуль Спасского уезда Казанской губернии. Его отец Ахтям бин Бичантай исполнял обязанности муллы в деревне Чатбаш Тетюшского уезда. Ахмедзаки хазрат закончил знаменитое Апанаевское медресе в Казани.

В 1889 году прошел экзамен в Оренбургском духовном магометанском собрании в Уфе и получил право исполнять обязанности имам-хатыба и мударриса. С 1891 года Ахмадзаки Ахтямов стал служить духовным лицом в Зайсане, в 1891–1895 годах исполнял обязанности имама среди местных военных-мусульман, позже стал ахуном.

В этот период ему удалось начать свое дело – он основал свой кирпичный завод. Судьба Ахмедзаки хазрата заслушивает особого внимания, надеемся посвятить ей в ближайшее время отдельную статью.

Очень много интересного о жизни татарской общины Зайсана можно узнать из книги сына Ахмедзаки хазрата – Якуба Ахмедовича Ахтямова «Наперекор ударам судьбы». Якуб Ахтямов (1911–2003) является известным изобретателем и создателем вермикулитовой промышленности в СССР.

И Ахмедзаки хазрат и Якуб Ахтямов делали большой упор на свое булгарское происхождение. Это отсылает на другой интересный факт, связанный с Зайсаном.

В свое время в Зайсане отбывал ссылку Гайнан Ваисов – сын родоначальника идей булгаризма и ваисовского движения Багаутдина Ваисова. Скорее всего между семейством Ахтямовых и Гайнаном Ваисовым сложились тесные связи, и он повлиял я их взляды.

В советское время татары в Зайсане сталкивались с различными проблемами своей культурной самобытности и традиций. Советское правительство проводило политику русификации.

Эта политика оказала значительное влияние на татар Зайсана, которых поощряли к принятию русских культурных обычаев и языка. Несмотря, на эти проблемы, татары в Зайсане продолжали сохранять свои культурные традиции и самобытность.

Между народом и государем: какую миссию выполняло духовенство в царской России?

Сегодня татары продолжают оставаться важной частью культурного и этнического разнообразия Зайсана. Хотя их количество, возможно, с годами уменьшилось, их вклад в историю и культуру города по-прежнему ощущается. Они остаются важной частью богатого культурного наследия города, и их наследие по-прежнему отмечают и помнят.

В последние годы в Зайсане возобновился интерес к татарской культуре и истории, проводятся культурные мероприятия и фестивали, посвященные татарским традициям и языку.

Татары в Зайсане продолжают оставаться важной частью разнообразного и яркого сообщества города, и их вклад в его историю и культуру является важной частью его наследия.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle