• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Карагёз – кукольный театр по-турецки

Время чтения: 3 мин
6686

До сегодняшнего дня  историки не могут точно определить место и время происхождения этого театра. Одни предполагают, что он пришел в Центральную Азию из Китая и с острова Ява. Другие, что его родина Индия и его принесли с собой на Запад цыгане.

Исследователи Османской империи указывают на ее тогдашнюю столицу Бурсу времен правления султана Баязида I ( 1389-1402) и считают, что Хадживат и Карагёз (основные персонажи турецкого театра теней) были реальными людьми, проживавшими в этом городе в то время.

По преданию они были строителями и постоянно перешучивались друг с другом и тем самым сильно смешили своих коллег вплоть до того что из-за этого происходили частые задержки в работе. Это рассердило султана, и он приказал казнить их. Однако население Бурсы сохранило память о них, передавая рассказы об их проделках из уст в уста.  Позднее возник народный театр, где самодеятельные актеры давали представления, основанные на народных шутках и занимательных историях.
Есть еще версия, что никто иной как сам султан Селим I  увидел представление театра теней в Каире в 1517 году и предположительно пригласил его актеров в Стамбул для того чтобы они веселили его сына Сулеймана.

Внешне Карагёза можно было отличить по большим глазам с черными зрачками («карагёз» по-турецки означает «черноглазый»). На голове у него шапка, которая постоянно сваливается, вызывая приступы смеха у зрителей. У него длинный нос и свернувшаяся в кольцо борода.  Его простонародная речь часто содержит критику власти и подчас полна двусмысленностей. У Хадживата вздернутая борода, он отличается образованностью, может цитировать поэтов и претендует на роль выходца из высших слоев общества.

Контраст в поведении этих двух персонажей вызывает у публики неподдельное веселье.

Всего в турецком театре теней тридцать-сорок персонажей разной важности – мужчин и женщин. Они представляют разные типажи: от низших слоев общества до европейских джентльменов. Среди них представлены приезжие: плотник из Анатолии, житель черноморского побережья Кавказа, приехавший в Стамбул по морю, выходцы с Балкан, армяне и евреи. В нем также присутствуют разные сооружения: комнаты, общественные бани, сады и фонтаны и даже корабли.

Некоторые сюжеты этого театра передаются из поколения в поколение. О некоторых из них упоминает в своих трудах, относящихся к 17 веку Эвлия Челеби. В то же время каждое поколение актеров придумывало свои сюжеты или меняло старые, добавляя новые персонажи. Зачастую актеры начинали импровизацию, меняя по ходу пьесы сюжет.

Представление состояло из трех частей: пролога или вступления,   диалога, основной части с кратким заключением.  Это совсем не похоже на западные театральные пьесы, ведь все три части независимы друг от друга и по ходу представления в них могут появляться совершенно независимые друг от друга персонажи.  Кукловод мог решать по ходу представления кто  и как появится в следующий момент, ведь главным было вызвать смех у публики.

Фигуры для театра теней делались плоскими. Их изготавливали из  предварительно обработанных и высушенных  шкур быков или верблюдов,  вырезая с помощью специальной формы, сшивали, проделывали отверстия для ниток, которыми кукла приводилась в движение,  намазывали маслом и раскрашивали в разные цвета.

Импровизированный экран, который одновременно служил сценой, делался из хлопка и крепился к раме обычно размером  два на два с половиной метра, позади которого зажигалась масляная лампа. Она разворачивалась таким образом, чтобы рука кукловода оставалась в тени и не была заметна на экране.

У кукловодов обычно был помощник, который делал всю необходимую подготовку к представлению. По сути  его роль была главной. Он играл на тамбурине, пел песни, давал характеристику каждому персонажу и подавал необходимых по сюжету кукол кукловодам. В зависимости от сюжета в представлении могло участвовать до четырех кукловодов. Каждый из них мог говорить разными голосами и имитировать разные нюансы произношения, характерные для уроженцев тех или иных провинций.

Кукловоды, в свою очередь,  должны были помнить наизусть все сюжеты представляемых ими пьес, а их могло быть до 29, на каждую ночь месяца Рамадан.

Иностранцы, наблюдавшие представления театра теней выражали свое удивление тем, что кукловоды очень часто давали себе волю в критике властей. Для представителей тогдашнего Запада свобода слова на таких представлениях была просто немыслимой.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle