• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как в финском городе Тампере татары сохранили свой язык, религию и культуру?

Время чтения: 2 мин
5037

Тампере после Хельсинки является вторым по значимости городом в Финляндии. До революции 1917 года Финляндия была частью Российской империи, а город был более известен как Таммерфорс (это шведское название города). Уже к этому времени город представлял собой крупный промышленный центр с развитой инфраструктурой. 

К концу 19 века наряду с другими финскими городами здесь постепенно формируется своя татарская община. Особенно этому способствовало открытие в 1876 году железной дороги Петербург-Тампере. В поисках новых покупателей татары-коробейники, торговавшие до этого в Петербурге, по железной дороге стали приезжать в Тампере. Основным товаром, которым они торговали, был текстиль. Отсутствие сильной конкуренции позволило многим на этом быстро разбогатеть.

Постепенно татары стали оседать в Тампере и открывать здесь свои частные магазины. Основная часть этих торговцев-переселенцев была из села Актук (Актуково) Сергачского уезда Нижегородской губернии. Но, кроме этого, были также переселенцы из других соседних деревень: Медене (Медяна), Уразавыл (Уразовка), Атяравыл (Антяровка), Суыксу (Ключищи), Кызымавыл (Кузьминка), Кадымавыл (Кадомка), Чумбели (Чембилей), Семочки (Семеновка) и Рбишча (Рыбушкино).  

Еще будучи у себя на родине, в Нижегородской губернии, они уделяли большое внимание образованию детей. В татарских деревнях всегда существовали мектебе для мальчиков, а в 1910 году в Актуке была открыта школа для девочек. По совету имама 4-го мусульманского прихода в Петербурге, Лутфуллы Исхакова (ум. 1925), для преподавания в школу, была приглашена Райхана Батыршина, выпускница знаменитого Иж-Бубинского медресе. Все школы являлись новометодными и по меркам того времени давали неплохое образование.

У обосновавшихся в Тампере татар дети стали ходить в обычные финские школы, а после их окончания поступать в профессиональные училища или же гимназии. Но стала назревать большая проблема: как передавать новому поколению знания об исламе, обучать их чтению Священного Корана, а также учить родному языку, культуре и истории? В этой ситуации община нашла следующий выход: было принято решение организовать вечернюю школу родного языка и культуры.

В 1910-е годы преподавание велось в доме имама общины, Аляутдина Аббасова. В его доме были оснащены специальные комнаты для обучения детей, а также комната для намазов. Судя по воспоминаниям старшего поколения татарской общины, Аляутдин Аббасов был родом из Казани (возможно из окрестных деревень) и являлся хорошим педагогом. После того, как он уехал к себе на родину, а это случилось еще до начала революции 1917 года, община долгие годы вспоминала о нем с теплотой.

Продолжение следует...

Мухсин Нурулла

Использованные источники:

1.Baibulat Muazzez. Tampereen Islamilainen Seurakunta: juuret ja historia. Tampere İslam Mahallesı: nigızı ve tarihı. The Tampere Islamic Congregation: the roots and history. Jyväskylä, 2004.

2. Беляев Рамил. Татарская диаспора Финляндии: вопросы интеграции и сохранения идентичности. Научная диссертация. Хельсинки, 2017.

Социальные комментарии Cackle