• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Габдрахман Ишмуратов – купец, предприниматель, конезаводчик

Время чтения: 3 мин
4577

Голубая мечеть. г. Казань

Ишмуратов Габдрахман Ахметович (1857-1922) казанский купец первой гильдии, предприниматель, землевладелец, потомственный почетный гражданин, владелец конного и маслобойного заводов в селе Урняк (ныне Арский район). Его чистокровные скакуны неоднократно побеждали в российских и международных конных соревнованиях и им присуждались престижные награды. У него была бязекрасильная фабрика в деревне Казанбаш (Арский район), а также чайно-рассыпочное предприятие, так называемый «ишмуратовский чай» был известен по всему Поволжью.

Кроме того, в собственности Габдрахмана бая было три каменных доходных дома в Казани, 664 десятин земли в Казанском уезде. Купец Ишмуратов благодаря своим обширным связям и авторитету вел большую общественную деятельность – он избирался гласным Казанской городской думы, членом Учетно-ссудного комитета Казанского отделении Государственного банка, членом губернского комитета по квартирному налогу присутствия.

Габдрахман Ишмуратов пожертвовал средства на строительство свыше 10 мечетей в том числе в 1897 году на реконструкцию казанской «Голубой мечети» и Благотворительному обществу для бедных мусульман Казани. Габдрахман бай был награжден 4 золотыми медалями «За усердие».

Рассказывают, что Габдрахман бай за короткое время мог преодолевать большие расстояния. Его богатая упряжка орловских рысаков покрывала расстояние 80 верст из имения в Малмыжском уезде до Казани в считанные часы. Орловские рысаки в те времена были, по сути, идеальными легкоупряжными лошадьми. Они, как тогда говорили, "и под воду, и под воеводу".

Характеризуя его взгляды и устремления, следует подчеркнуть его резкое неприятие  джадидизма -  общественно-политического и интеллектуального движения, развернувшегося на рубеже XIX-XX веков среди мусульман России. Идеологи этого движения считали своим призванием деятельность на благо прогресса. Джадиды действовали путем воспитания и просвещения, пытаясь показать своим единоверцам и всему обществу преимущества современной цивилизации. В отличие от них представители кадимизма, защищавшие патриархальные устои жизни, вели активную борьбу против реформ, придерживались схоластической системы в сфере образования и воспитания. Одним из ярких представителей кадимизма и был Габдрахман Ишмуратов.

В этом смысле он нашел себе верного соратника и единомышленника в лице имама села Тюнтерь Вятской губернии Малмыжского уезда, небезызвестного  фанатика и ретрограда Ишмухаммета хазрата Динмухамметова. В кругах передовой татарской интеллигенции более известного, как «Ишми ишан». Именно с их подачи в 1911 году было разгромлено популярное медресе в деревне Иж-Бобья, состоялся нашумевший судебный   процесс в городе Сарапуле, в результате  которого была осуждена династия известных педагогов  Нигматуллиных-Буби, а также подверглись гонениям их коллеги, ряд передовых религиозных деятелей, писателей и журналистов.

После Октябрьской революции к власти пришли большевики, и это, разумеется, не сулило Габдрахману баю ничего хорошего.  Он, будучи уже 60-летним религиозным человеком, предпочел не вмешиваться в бурные политические события. Благодаря авторитету и жизненному опыту, в 1918 году его назначили директором основанного им  конного завода. Однако на этой должности  он проработал совсем недолго. По одной из версий в 1919 году его объявили врагом Советов и расстреляли. А среди местного населения существует легенда, что в 1922 году по пути из Казани возле Куркачей его ограбили и убили разбойники. Как бы то ни было, он погиб трагически. После его смерти конезавод был закрыт, а его помещения до 1930 года служили… кролиководческой фермой. В годы Великой Отечественной войны туда временно было перемещено Арское педучилище.

В памяти жителей сел Урняк, Арского Лесхоза, Пшалым, Толонгер, Культеси Габдрахман Ишмуратов сохранится как доброжелательный и щедрый человек. Религиозный Габдрахман бай отличался своей человечностью. А на таких праздниках, как Ураза-байрам и Курбан-байрам дарил сельчанам чай, отрезы. Оказывал материальную помощь во время строительств мечетей в соседних деревнях. Никогда не отказывал тому, кто обращался к нему с какой-либо просьбой.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle