• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Евреи в Турции

Время чтения: 4 мин
10780

История евреев в Турции начинается в середине 15 века. Еще в 1454 году раввин Ицхак Сарфати из города Эдирне обратился с посланием к своим единоверцам в Европе, которые страдали от гонений со стороны христиан, и призвал их переселиться в Османскую империю, где к евреям относились на основании законов Шариата намного более терпимее.  По личному разрешению султана Баязида II после 1492 года множество евреев-сефардов переехали в Османскую империю из Испании. Известный европейский ориенталист Бернард Льюис писал: «Евреям не просто разрешили поселиться в Османской империи, но всячески помогали и поддерживали».

На многие столетия османские земли стали для них территорией мира и безопасности.

Причины этого объясняются просто: христиане долгое время считали евреев убийцами Христа и предпринимали разнообразные усилия для того чтобы обратить их в свою религию. Ислам же рассматривал христиан и иудеев как «людей Книги», имеющих понятие о монотеизме. Вот почему  в исламском мире не было в отличие от Европы никакого антисемитизма.

Напротив, христиане и евреи  считались общинами, находящимися под охраной законов Шариата и имеющими определённые права, хотя и меньшие по сравнению с мусульманами. Сегодня разница в правах может показаться дискриминацией, однако следует учитывать для сравнения, что ни в одной христианской стране ни у мусульман, ни иудеев не было никаких прав, и выражаясь современным языком эти религиозные меньшинства были там вне закона. Даже договоры с главами  государств, например, с испанскими королями во времена Реконкисты ничего им не гарантировали. Под давлением инквизиторов испанские короли отказались от своих обязательств  и изгнали все нехристианское население из Испании.

В эпоху реформ Танзимата, начиная с середины 19 века, евреи и христиане в Османской империи получили равные с мусульманами права. Многие из христиан и иудеев занимали важные государственные посты и были депутатами парламента.

Что касается иудеев, то опасаясь гонений со стороны балканских националистов, они всегда поддерживали курс османских властей на сохранение империи. Газета «Нью-Йорк таймс» сообщала в 1913 году о том, что еврейское население сильно пострадало от греческих националистов в ходе Балканских войн из-за своей поддержки турок.

Тем не менее, отрава антисемитизма проникала в Османскую империю  из Европы. В 1840 году французский консул в Дамаске Ратти Ментон распространял укоренившиеся в Европе предубеждения по отношению к евреям о том, что они используют кровь христианских младенцев с целью приготовления   ритуального теста для выпекания особых лепешек – мацы на еврейскую Пасху. Это вызвало определённые волнения антисемитской направленности в самом городе.  Защищая своих подданных-иудеев, султан Абудлмеджид издал указ, в котором говорилось: «Мы не можем позволить преследовать евреев и мучить их по ложным обвинениям. Их невиновность доказана».

Не удивительно, что ухудшение отношения к евреям произошло во время правления турецких националистов во главе с Мустафой Кемалем.  Они строили новое государство во многом руководствуясь принципами построения европейских «государств-наций».  Свое негативное отношение к христианам, которые, справедливости ради стоит отметить,  приложили немало  усилий для разрушения Османской империи и вовлечении ее в череду кризисов, закончившихся ее падением,  турецкие националисты перенесли и на другие национальные меньшинства.

Это вылилось в несколько прискорбных инцидентов: погром в Трасе в 1934 году, когда пронацистски настроенные элементы, симпатизировавшие Гитлеру, при поддержке местной организации кемалисткой партии изгнали из северо-западной Турции 15 000 евреев и введение в 1942 году налога на роскошь для тех граждан страны, кто не являлся турками по национальности. Этот налог был направлен прежде всего против евреев и дёнме –  секты последователей учения еврейского «мессии» Саббатаи Цеви. Те из них, кто был не в состоянии заплатить этот налог, были сосланы в трудовые лагеря, где некоторые из них умерли.

Исследователь истории еврейства Марк Дэвид  Байер считает, что «самыми большими врагами дёнме были турки-республиканцы».

В настоящее время турецкое правительство, сформированное партией Справедливости и развития, которую многие называют «исламистской», возвращает собственность, отнятую во времена действия «налога на роскошь» прежним владельцам.

Последние же всплески враждебности по отношению к евреям на Ближнем Востоке связаны прежде всего с продолжающимся  конфликтом в Палестине. Вчерашние жертвы европейского антисемитизма превратились в колонизаторов. Негативная реакция на политику государства Израиль обратилась в ненависть по отношению к евреям. Все это, конечно, не имеет отношения к исламу, который не разделяет людей по национальному признаку. Хотя отдельные богословы, прежде всего из Палестины и прилегающих к ней арабских стран оправдывают ненависть арабов именно  к евреям с религиозной точки зрения, она не является доминирующей в исламском вероучении.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle