• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Айгуль Биктимирова: "У нас прекрасная молодежь! И с ней надо работать"

Время чтения: 11 мин
1748

Мы ведем разговор с руководителем социального отдела Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) Айгуль Биктимировой. Она подробно рассказала, как реализуется молодежная политика в муфтияте и на чем нужно делать акценты при работе с молодыми мусульманами.

— Айгуль Ринатовна, часто приходится слышать, что молодежь уже не та: не обращает внимания на старшее поколение, она сама по себе. Но вы уже не первый год работаете с молодыми. Как вы их охарактеризируете?

— Я сразу скажу — у нас прекрасная молодежь! Молодые люди сегодня активны, образованны, креативны, неравнодушны… Поэтому важно эти их сильные стороны направить в созидательное русло. Молодежь - будущее нашего общества. Если приложим свой опыт, проявим терпение, то научим их различать добро и зло. Мы на своем примере должны им доказать, что, если быть отзывчивым, то мир станет намного лучше и светлее. И надо это делать не от случая к случаю — каждый день. Молодые люди впитывают то, что им дают и демонстрируют взрослые.

— Но ведь не секрет, что есть конфликт отцов и детей…

— Несомненно, есть. Молодежь активна, она «неформатна» для старшего поколения, ее язык общения и восприятия этого мира другой. Особенно эти противоречия проявляются тогда, когда неожиданно для светских родителей их ребенок начинает делать свои первые шаги в исламе. Или, например, сегодня крайне популярны социальные сети. Это мы в свое время таскали книги, читали газеты, журналы. А сегодня этого нет. Для того, чтобы прочитать те или иные литературные издания, не нужно носить пятисотстраничную книгу в три килограмма весом! Есть гаджет, есть компьютер — едешь в автобусе и читаешь. Или сидишь в кафе — занимаешься. Это абсолютно другие люди с другим мировоззрением. И в этом нет никакой трагедии. Наоборот – это открывает для них новые возможности, может быть, лучшие, чем были у нас.

— А как вы вообще взялись за эту работу?

- Я этим занимаюсь с 2014 года. За это время у ДУМ РТ уже даже кадровый резерв сформировался и периодически мы к ней обращаемся. Все наши молодежные проекты позволяют выявить талантливых, инициативных, мотивированных и способных к обучению молодых ребят и использовать их потенциал в дальнейшем в профессиональном плане. Не у каждого государственного ведомства есть такая база молодых, идейных, дерзких в хорошем смысле слова, еще пока искренних и не закомплексованных, с активной гражданской позицией молодых людей. А у муфтията есть. Сегодня ни одно масштабное мероприятие в умме Татарстана не обходится без помощи “молодежного крыла”: будь то ежегодный Изге Болгар жыены или республиканский ифтар, какие-то благотворительные акции... Кстати, наша молодежь часто сама генерирует проекты. Это такой ресурс - им только дай повод, они засыпают идеями! И многие из этих идей реально выстреливают и реализуются! Эти начинания называются молодежными, потому что воплощаются молодыми людьми, но ориентированы они могут быть на разные аудитории. Отсюда и нынешнее название нашей структуры.

— Ваша молодежная политика не ограничивается только Казанью, так?

- Мы охватываем весь Татарстан и даже выходим за пределы нашей Республики, поскольку мы наладили работу не только у себя в регионе. А что касается нас, Татарстана, то отличная работа ведется в Чистополе — я бы про ребят из этого города и района отметила бы особо. Арский, Сабинский, Аксубаевский, города Нижнекамск, Лениногорск, Набережные Челны, Елабуга — вот неполный перечень районов и городов, где работа мухтасибатов ДУМ РТ в части организации молодежи идет полным ходом и на очень высоком уровне. Отрадно, что они взаимодействуют друг с другом, скажем так, без нашей подсказки. Это очень здорово — инициатива на местах. Они учат нас, мы учим их. И в системе такой построенной работы мы видим масштаб нашей деятельности, перетекающей за границы Татарстана. Сибирь, Урал, Поволжье — вот тут мы тоже хорошо работаем с представителями молодежных организаций.

 

— И участие глав мухтасибатов в этом, конечно же, играет большую роль?

— Безусловно. Очень и очень рада тому, что религиозные деятели на местах уделяют большое внимание молодежной теме. У нас нет, знаете ли, такого: «Ой, ну опять молодые что-то придумали, денег нет...». Хазраты у нас не зашоренные. Они открыты, они помогают молодым ребятам, поддерживают их инициативы буквально во всем. Если есть хорошая идея, финансы на ее реализацию обязательно найдутся.

— А какова роль в продвижении молодежных инициатив муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина?

— Абсолютно все мероприятия проходят под его началом. Потому что наш Камиль хазрат поддерживает любые полезные начинания — будь то спортивный праздник, Мавлид,  благотворительная акция пожилым людям или многодетным семьям…. Камиль хазрат — активный, образованный, молодой, успешный, спортивный… И поэтому очень интересен для молодежи. Он не боится отвечать на любые, в том числе, неудобные вопросы. Он не боится спорить, выслушает любого собеседника. И обязательно найдет общую точку соприкосновения с молодежью для реализации доброй идеи.
Я не помню, чтобы муфтий Татарстана сказал нам: «Нет, ребята, с этим погодите, идея хорошая, но нет финансирования». Или там «Пока об этом говорить несвоевременно» или «Зачем нам этот проект? У нас и так все хорошо».
Другими словами, он понимает молодежь и говорит с ним на одном языке. И нас он настраивает так, чтобы мы вникали в суть дела, проекта, мероприятия, извлекли пользу, и чтобы это мероприятие плавно перетекало в другие благие дела, стало частью нашей системной работы.

— Как «татарскость» сказывается на религиозной молодежи? Является ли национальное самосознание чем-то вроде движущей силы?

— В какой-то мере да. А в какой-то мере, честно говоря, нет. За последние десятилетия выросло новое поколение людей вне деревни, вне тихих поселков и небольших городов. Это — урбанизированная молодежь, побывавшая во многих городах мира, а то проучившаяся в вузах за пределами нашей страны, и она не слишком цепляется за свои национальные традиции.

— Так хорошо это или плохо?!

— С одной стороны, хорошо, что наша молодежь имеет возможность получать знания в разных странах и развиваться на стыке разных культур. Но плохо, что они не знают свою родную культуру, родные традиции. Ведь тогда человек не сможет понять, принять и традиции другого народа. Если свой язык он не знает, забыл как звали бабушку, что от такого человека ожидать?!

Но мало говорить о наследии — необходимо ее поднимать из исторических и культурных пластов, демонстрировать их на самом широком уровне и прививать интерес к ним у молодежи. А мы говорим сейчас об истинных народных традициях — национальных и религиозных: книгах татарских богословов, чтивших народные и исламские ценности, сделавших многое, чтобы популяризировать это наследие и достояние. Книги Марджани, Фахретдина, Баруди и многих других богословов прошлого становятся ориентиром для многих из нас и особенно для молодого поколения. АльхамдулилЛях, сейчас такая работа ведется.

И молодежная политика ДУМ РТ реализуется с целью популяризации образа молодого и образованного мусульманина, воспитанного на моральных ценностях Корана и Сунны, уважающего культурно-историческое наследие своего народа уважающего чужое мнение и мировоззрение. 

— А как обстоит дело с родным языком, ведь муфтий Самигуллин не раз говорил о роли татарского языка в нашем обществе?

— Об этом тоже можно говорить много и долго. 2020 год объявлен Годом родного языка в Татарстане. Одним из приоритетных направлений деятельности ДУМ РТ является сохранение татарско-мусульманской идентичности. Для повышения религиозного самосознания среди татар, ДУМ РТ реализует целый ряд инициатив по формированию и развитию татароязычной среды в мечетях республики, используя их площадки для проведения курсов татарского языка, религиозных, детских, молодежных и общественных мероприятий на татарском языке, консультации и обслуживания населения на татарском языке, чтения проповедей по теме сохранения родного языка. С октября месяца этого года, например, в 100 мечетях Татарстана стартовали примечетьские курсы по изучению татарского языка, которые продлятся в течение 6 месяцев. А сам Камиль хазрат является членом Комиссии при Президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка.

— Одно из ваших направлений работы — религиозное просвещение. Какие образовательные проекты вы реализуете? Помешал ли им коронавирус?

— Коронавирус, как ни странно, помог — мы повысили эффективность онлайн-проектов. В прошлом году реализовали 19 проектов в реальном режиме. Весной почти полностью перешли в онлайн: все уроки, лекции, мастер-классы организуем в прямом эфире инстаграма, или по скайпу, или на платформе zoom. Даже полюбившуюся многим «Школу одного дня», которую инициировали наши волонтеры, мы перевели на онлайн, хотя начали с традиционного формата. Это проект, где за короткое время учат совершать намаз. Туда приходили в основном не соблюдающие мусульмане, чтобы научиться всему этому. Группа, которая начала занятия до карантина, продолжила обучаться и в Рамадан, и в период режима самоизоляции. Но это было и интересно: люди, которые делали свои первые шаги в исламе, впервые окунулись в атмосферу Рамазана и держали пост, совершали таравих дома. Вопросов возникало много. На этих курсах люди узнавали и о других наших проектах. Когда мы ушли в онлайн, многие участники «Школы одного дня», а это около 150 человек, начали приходить и на другие наши проекты: «Школа Корана», «Марафон полезных привычек» и другие. Например, «Школа Корана» сейчас пользуется большой популярностью: здесь люди изучают таджвид. Или «Яшь килен» («Молодая невеста»). А на данный момент мы уже работаем с шестым потоком «Школы одного дня» в офлайн формате.

— А «Яшь килен» что-то вроде подготовки к замужеству?

— Можно и так сказать. Но туда ходят и молодые жены и мамы. Цель проекта — укрепление семейных ценностей среди молодежи. Они, увы, забываются. Мы рассказываем о татарских традициях, о психологии полов и детей, о воспитании, о татарских кулинарных особенностях, даже о бытовых вопросах в формате лайфхаков…  Но семья – это обоюдный союз, поэтому и молодых людей не оставляем без внимания. У нас есть аналогичный женскому мужской проект — I’MAN.

— Вы также занимаетесь организацией летних и зимних форумов…

— Да, мы два раза в год проводим Всероссийский форум мусульманской молодежи. Это такой недельный палаточный слет молодых мусульман от 18 до 30 лет. В рамках форума организуются лекции, уроки, встречи с учеными с мировыми именами и известными среди молодежи ньюсмейкерами. Помимо насыщенной образовательной части форума, для молодых людей организуется развлекательная программа: тренинги и мастер-классы, дискуссии и круглые столы, экскурсии и спортивные мероприятия и т.д.

Сейчас вот пишем форум «30/40», который, ин шаа Аллах, пройдет в январе месяце. Этот проект направлен на уже более старший возраст – на людей от 30 до 40 лет. В 2021 году мы проведем его второй раз. Еще один интересный проект – «Лекторий», он – своего рода ребрендинг ранее популярного «Мусульманского дискуссионного клуба». Темы для «Лектория» выбираются самые захватывающие: религиозные секты, халяль, суфизм, мазхабы, эволюция человечества, знакомства по правилам шариата и пр. Эти встречи учат молодежь правильно воспринимать и фильтровать информацию, различать истину от лжи в огромном потоке информации об исламе.

— Пропаганда активного и здорового образа жизни — неотъемлемая часть молодежной политики ДУМ РТ. Что делается для этого?

— Вообще, спортивные соревнования в мухтасибатах Татарстана проводятся повсеместно. Часть из них - межконфессиональные, другие организуются среди мусульман. Самые крупные – это Всероссийский турнир по национальной борьбе и армрестлингу на кубок ДУМ РТ и Всероссийские соревнования по джиу-джитсу имени Марджани. Нас часто упрекают, что спорт – это не тема ДУМ РТ. Но в работе с молодежью это один из самых действенных методов привлечения внимания молодых людей. Соревнования позволяют организовывать свободное время мусульманской молодежи, знакомить и объединять их, отвлекать от деструктивных информационных потоков и приобщать к жизни уммы. В конце концов, эти соревнования развенчиваюют стереотипы об исламе и мусульманах. Благодаря таким турнирам, общество видит, что умма открыта к взаимодействию, к диалогу... Да и молодежь все-таки любит движение. Им нужно реализовать куда-то свою энергию. Я, например, для себя этим и объясняю желание большого количества волонтеров принять участие в акции “Чистая мечеть”.

- А о чем она?

- Волонтерские группы организуют субботники в мечетях Татарстана. В связи с пандемией, она стала еще более актуальной, чем раньше. Молодежь с удовольствием делает эту работу бесплатно, ради довольства Всевышнего. Молодые ребята сами настолько вовлечены в этот процесс, что даже по два раза в неделю в мечетях убираются.

Уборка заключается не только в протирании пыли на подоконниках, протирается люстры, все радиаторы и остальные труднодоступные места. Махалля очень радужно их встречает и показывает на своем примере татарское гостеприимство. 

- Известно, что вам удалось в Татарстане создать и развивать целое мусульманское волонтерское движение. Расскажите об этом подробнее.

— Молодежная политика — это многогранная работа. И любимое наше направление, конечно, волонтерское движение. В этом году мы даже дали ему название — MuslimVol. Самый яркий проект, в котором принимают участие мусульманские волонтеры, конечно же, — республиканский ифтар. Для его реализации в этом году мы привлекли свыше 500 волонтеров. В прошлом году их было 1200 человек. Но в этот раз по причине пандемии ситуация изменилась, мы были вынуждены ограничить участие волонтеров. Ежедневно с первого до последнего дня Рамазана работали 20-25 волонтеров. И как же они включились в работу! Мы переживали, что будет трудно каждый день вытаскивать людей из дома. Но нет, желающие находились очень быстро. Они записывались наперегонки. Иногда даже желающих было намного больше, чем «мест» работы.

— Как волонтеры восприняли работу во время пандемии?

— Они говорили, что работать интересно, несмотря ни на что. Ведь все ради довольства Аллаха. Каждый день собирали тысячу ланч-боксов. Все они этим занимались каждый день по 5-6 часов.

— Если обобщить: что такое сегодня волонтерское движение ДУМ РТ? Кто эти молодые люди? Чем занимаются в обычной жизни. Как приходят к вам?

— Очень хорошо работают социальные сети. Это наш основной канал связи с ними. Средний возраст — 20-25 лет, в основном, студенты, но очень радостно видеть среди них и «серебряных» волонтеров пенсионного возраста. Что ими движет? Для кого-то это довольство Аллаха, для кого-то способ общения, знакомств, создания семьи. Это площадка, где молодой человек может найти себе пару. Еще у нас есть специальные волонтерские книжки - дневники, благодаря которым, бывало, абитуриентам при поступлении в вузы добавлялись баллы. Но все-таки люди идут к нам не ради баллов — это желание быть полезными умме.

Радик Амиров для Islam-Today.ru

Социальные комментарии Cackle