• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ислам и мусульмане во Франции

Время чтения: 11 мин
9548

Кризис в социально-экономической сфере во многих странах арабо-мусульманского мира, политическая нестабильность, усиле­ние террористической активности, репрессивные действия властей -все эти явления имели одним из своих последствий миграцию от­сюда значительного числа людей. Основной поток мигрантов на­правлялся в страны Европейского союза (ЕС), где в 2000-х годах проживало от 15 до 18 млн. мусульман. Мусульманская диаспора обладает своей собственной культурной и религиозной идентифи­кацией.

По сравнению с другими этноконфессиональными сооб­ществами она является наиболее структурированной в конфессио­нальном и социально-политическом плане. Этот феномен связан с особенностями исламской идентификации. Ислам в процессе сво­его исторического развития стал для большого числа мусульман не только религией, но и образом жизни. На протяжении веков ислам выработал систему культурных, моральных и этических норм. До настоящего времени они в значительной степени являются регуля­торами отношений между людьми в повседневной жизни и соци­ально-политической практике в мусульманском обществе, в том числе в мусульманских диаспорах.

В силу особенностей исторических связей между Францией и странами Магриба арабо-мусульманская диаспора во Франции является самой многочисленной в Европе и составляет, по разным оценкам, свыше 5 млн. человек (население Франции на 2008 г. на­считывает 64,5 млн. человек). Большинство этой этнической общ­ности составляют выходцы из стран Магриба (свыше 82%). Ее формирование происходило в течение достаточно длительного периода. Первая волна мигрантов пришла в начале XX в. Это свя­зано, в том числе, с Первой мировой войной, когда большое число магрибинцев, в первую очередь алжирцев, было призвано во фран­цузскую армию для участия в боевых действиях. Затем многие из них, награжденные французскими боевыми наградами и получив­шие известные привилегии, остались во Франции. В 20-х годах трудовая миграция продолжилась, это было вызвано потребностя­ми в послевоенном восстановлении и наметившимся промышлен­ным подъемом.

Второй значительный поток мигрантов прибыл во Францию в 60-х годах XX в. Он был вызван окончанием войны в Алжире и новым экономическим подъемом во Франции, требовавшим боль­шого количества рабочей силы. В последующие годы эмиграция также шла достаточно высокими темпами, в том числе в связи с принятыми во Франции законами о воссоединении семей, предос­тавлявшими существенные льготы магрибинским мигрантам. В настоящее время во Франции проживают уже третье и четвертое поколение мусульман-мигрантов, многие из которых родились во Франции и имеют французское гражданство. Часть французских мусульман восприняла европейские цивилизационные ценности. Тем не менее изрядное число мусульман сохраняет привержен­ность традициям своей религии и культуры. Они воспринимают ислам как основу своей цивилизационной идентификации. Му­сульманская община во Франции располагает своими профессио­нальными, гуманитарными, просветительскими, политическими и религиозными организациями. В процессе социокультурного раз­вития в мусульманской общине сложилось несколько направлении восприятия и следования нормам ислама. Некоторые мусульман­ские идеологи, такие, например, как достаточно популярный среди молодых французских мусульман профессор Фрибургского уни­верситета Тарик Рамадан, заявляют, что в Европе и прежде всего во Франции сформировался европейский ислам, или «европейская исламская культура, приверженцы которой остаются верными фундаментальным мусульманским принципам и в то же время адаптировались к европейской культуре. Они являются мусульма­нами по своей религиозной принадлежности и полноценными ев­ропейцами по своей культуре». Однако Т. Рамадан подтверждает, что «речь идет не о создании "нового ислама", а о восприятии ис­лама в его изначальном подлинном динамизме и созидательное™. Это позволяет его последователям интегрировать все то положи­тельное, что выработали другие культуры, с которыми они сопри­касаются, и наряду с этим критически подходить к тем аспектам, которые не соответствуют исламским ценностям». Во француз­ской мусульманской общине есть последователи традиционного классического ислама, индивидуального ислама, движение свет­ских мусульман. В то же время действуют неофундаменталистские течения. Традиционный умеренный ислам исповедуют большин­ство мусульман, в основном среднего и преклонного возраста. Его проповедуют, если можно так сказать, официальные мусульман­ские структуры, в частности имамы Большой парижской мечети. Например, профессор Иваз, ведущий преподаватель-теолог Му­сульманского института при Большой парижской мечети, в беседе с автором этих строк (13.01.2010) подчеркивал, что «французские мусульмане в основной своей массе являются приверженцами классического ислама». Касаясь светского характера Французской Республики и возможного его противоречия с практикой ислама, профессор Иваз утверждал, что «светскость предоставляет всем религиям право исповедовать свою веру, и в этом ее задача». В этом вопросе его позиция совпадает с мнением президента Франции, который, в частности, отметил, что «светскость гаранти­рует право каждого гражданина исповедовать свою религию, так же как и право быть атеистом. Светскость не является противни­ком религий. Напротив, светскость - гарантия свободы совести каждого гражданина».

Выразителем направления умеренного и традиционного ис­лама в известной мере является Французский совет мусульманско­го культа (ФСМК), создание которого было инициировано мини­стром внутренних дел Ж.-П. Шевенеманом и реализовано в 2003 г. сменившим его в этой должности Н. Саркози. Президентом ФСМК является М. Муссауи. Он сменил на этом посту имама Большой парижской мечети Д. Бубакера. Эта мечеть имеет тесные связи с представителями алжирской диаспоры. Ряд французских исследо­вателей полагают, что создание ФСМК явилось попыткой фран­цузских властей создать структуру, которая представляла бы боль­шую часть французской мусульманской общины, и таким образом осуществлялось бы более эффективное сотрудничество с ней и в известной мере контроль за ней. В то же время мусульманские деятели Большой парижской мечети (в частности, профессор Иваз) заявляют, что ФСМК «в большей степени выполняет техническую функцию. Он руководит организацией религиозной деятельности мусульман, но ни в коей мере не руководит мусульманской мыс­лью и не тяготеет над ней. Никакая структура не может выражать мнение и выступать от имени всех мусульман». Тем не менее ФСМК стремится также быть своеобразным форумом, на котором французские мусульмане могли бы обсуждать как теологические вопросы, так и свои насущные проблемы. Официально ФСМК ста­вит перед собой следующие задачи: строительство мечетей; обуст­ройство мусульманских кладбищ; организация мусульманских праздников; назначение имамов-духовников в лицеи, колледжи, больницы и тюрьмы; подготовка имамов. Руководящими органами ФСМК являются Исполнительный совет и Административный со­вет, состоящий из 43 членов.

Второй организацией, следующей идеологии традиционного ислама, является Национальная федерация мусульман Франции (НФМФ). Она была создана в 1985 г. и имеет достаточно прочные связи с марокканской и турецкой общинами. НФМФ в то же время является своеобразным оппонентом Большой парижской мечети и также имела определенную поддержку властей до создания ФСМК. Президент НФМФ - известный во Франции мусульман­ский деятель М. Бешари, ее вице-президент - А. Буссуф, имам ме­чети в Страсбурге. НФМФ курирует несколько мечетей в пригоро­дах Парижа и на востоке Франции.

Руководство НФМФ в последнее время не раз выражало обеспокоенность по поводу «проявлений исламофобии у некото­рых политических деятелей и у части французских СМИ». В своем заявлении «Нет "исламизации" насилия» НФМФ отвергает «ка­кую-либо связь между исламом и насилием и терроризмом» и при­зывает к «диалогу между религиозными общинами, с тем чтобы способствовать созданию атмосферы толерантности и взаимного уважения между верующими всех конфессий». Необходимо отме­ тить, что как между ФСМК и НФМФ, так и внутри их руководств идет борьба за лидерство в мусульманской общине, а также за возможность получать поддержку, в том числе финансовую, со стороны государственных структур. Так, например, в 2006 г. вице-президент НФМФ А. Буссуф обратился в суд, обвиняя президента НФМФ М. Бешари в фальсификации итогов выборов руководства федерации и в нецелевом использовании ее финансовых средств. Однако суд обвинения не подтвердил.

Убедительным влиянием во Франции пользуются последо­ватели индивидуального ислама, который в известной степени можно охарактеризовать как «исламский протестантизм». Видный политолог и исламовед, специалист по европейскому исламу, в том числе по его радикальным направлениям, профессор Высшей школы социальных исследований в Париже (Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociaies - EHESS) Ф. Кхосрокхавар (Farhad Khosrokhavar) считает индивидуальный ислам во Франции «значи­тельным социальным явлением». Индивидуальный ислам испове­дует в основном молодое поколение мусульман. Они считают, что приверженность религии является частным делом индивидуума, и в этом их позиция совпадает с общепринятым отношением к рели­гии во французском обществе. Ведущий научный сотрудник EHESS, специалист по индивидуальному исламу Н. Брахим (Naoufel Brahim), в беседе с автором этих строк определил подоб­ный социальный феномен как «продукт индивидуального "эго" индивидуума, его собственное субъективное восприятие ислама, который он исповедует». В этом плане, как считает Н. Брахим, ис­торические традиции Франции начиная с эпохи Просвещения и Французской революции 1789 г. так же, как и современные инсти­туты (школа, СМИ общество в целом), проповедующие инди­видуализм, способствуют распространению индивидуального ислама.

С 2003 г. во Франции стали создаваться мусульманские ор­ганизации, приверженцы которых заявляли, что они придержива­ются республиканских, демократических и даже светских принци­пов. Сторонники движения светских мусульман выступают против ношения хиджаба (по французским данным, хиджаб постоянно носят во Франции только около 400 мусульманок) и против ради­кального исламизма, за реформирование ислама и его большую адаптацию к современным реалиям. Например, видная активистка движения светских мусульман Ф. Амара (дочь алжирского имми­гранта) заявляла, что «ношение чадры означает угнетение женщи­ны» и что «необходимо бороться с радикальным исламизмом, ко­торый полностью деформирует мусульманское учение».

Ф. Амара является достаточно известной фигурой в общест­венно-политической жизни. В 2001 г. ее избрали муниципальным советником по списку Социалистической партии в г. Клермон-Ферране. С 2004 г. она становится членом Консультативной ко­миссии по соблюдению прав человека. Затем в 2007 г. Фаделя Амара назначается Государственным секретарем по городскому развитию при Министерстве труда, социальных отношений и семьи, где она представила свой план развития городских окраин, населенных в основном иммигрантами-мусульманами. В интервью британской газете «Файненшел тайме» Ф. Амара подтвердила, что «большинство французских мусульманок выступает против ноше­ния чадры. Так же считают мусульманки и все те, кто борется за равноправие женщин, в частности в Алжире. Здесь хорошо знают, какой проект обскурантизма и уничтожения всех свобод предла­гают исламские фундаменталисты».

Движение светских магрибинцев (ДСМ) объединяет Фран­цузский совет светских мусульман (ФССМ) и Совет мусульман-демократов Франции (СМДФ). Основателем ФССМ является А. Ферхати, занимающий также пост советника Государственного секретаря по перспективному развитию в правительстве Франции. Президент СМДФ А. Дахман - также активный политический дея­тель. Он, в частности, в 2006 г. был руководителем инициативной группы в поддержку президента Ж. Ширака. В руководство ДСМ входят такие известные общественно-политические деятели, как преподаватель и журналист А. Сахири, писатель М. Шебель, член руководства президентской партии «Союз за народное дви­жение» (СНД) Р. Каси и бывший депутат Европейского парламен­та Д. Таздэ.

Члены ДСМ выступают против исламского фундаментализ­ма и позиционируют себя не только сторонниками светского дви­жения, но и, как заявляет генеральный секретарь ФССМ Зияд Гуджиль, «наследниками идей Великой французской революции». Активисты ДСМ выступили с обращением «ко всем мусульма­нам - гражданам Франции, преданным идеалам мира, справедли­вости, свободы и светскости, за просвещенный ислам, который полностью соответствует демократическим и республиканским принципам Франции». Среди 450 человек, подписавших это обра­щение, были такие видные фигуры, как муфтий Марселя С. Беншейх, известная женщина-социолог Л. Бабес, алжирский журналист M. Сифауи. Журналист А. Сахири резко выступает против ортодоксального ислама, проповедующего скрупулезное следование «устаревшим мусульманским догмам». Он, в частно­сти, заявляет: «Мы выступаем за просвещенный ислам, а не за ретроградный ислам, привнесенный из консервативных мусуль­манских стран». В свою очередь муфтий Марселя С. Беншейх под­черкивает, что «светскость — это гарантия свободного религиозно­го выражения. Поэтому защита догмата светскости должна стать лозунгом последователей Движения светских мусульман. Как ве­рующие мусульмане, мы нуждаемся в духовности, что придает смысл нашему существованию».

Вопрос соответствия ислама французским республиканским принципам, по мнению X. Дауда, директора программы изучения Ближнего и Среднего Востока, профессора Дома наук о человеке в Париже (Maison des sciences de l'Homme - MSH), в настоящее вре­мя является достаточно актуальным во Франции и активно обсуж­дается как в общественных кругах, так и в СМИ (беседа автора с X. Даудом 6.09.2010). Видный исследователь-ориенталист, про­фессор французского Национального центра научных исследова­ний (Centre national des recherches scientifiques - CNRS) и Центра международных исследований (Centre d'études et de recherches internationales - CERI), член научного совета издания «African Affairs» и «Recherches internationales» Ж.-Ф. Байарт (Jean-Francois Bayait) в 2009 г. опубликовал свою книгу «Республиканский ис­лам» (L'Islam républicain). В ней он проводит сравнительное исто-рико-социологическое исследование соотношения и взаимодейст­вия республиканских принципов и ислама в мусульманских странах (Иран, Турция и Сенегал).

Во французской мусульманской общине есть сторонники исламизма, пытающиеся использовать ислам в политических це­лях, а также приверженцы неофундаментализма, ставящие своей целью объединение всех существующих исламских организаций в единую мусульманскую общину под своим руководством. Для них характерно неприятие европейских ценностей и фактический отказ от интеграции. Представители неофундаментализма являются также сторонниками стратегии коммюнотеризма, т.е. движения за создание в районах компактного проживания мусульман своеоб­разных зон-коммун (от франц. commune), где действуют мусуль­манские традиции и законы шариата. Имеются также привержен­цы радикального исламизма, действующие полуподпольно, зачастую под руководством самопровозглашенных имамов в не­официальных мечетях или молельных домах, так называемый «ис­лам окраин и гаражей».

Продолжение следует...

Социальные комментарии Cackle