Саийда аль-Хурра-мусульманка, полководец и «пиратская королева» из Тетуана
Мусульманские женщины особенно на Западе ассоциируются с затворничеством, паранжой и всяческими ограничениями, вроде запрета образования для девочек.
Мало кому может прийти в голову, что мусульманский Восток знает немало примеров, когда женщины брали на себя руководство и возглавляли армии и целые государства.
Одной из таких отважных женщины была Сайида аль-Хурра, «хакима Тетуан», правительница северомарокканского города Тетуан.
Она родилась около 1485 года в знатной мусульманской семье в мусульманской Гранаде (Испания), которая доживала последние годы своего существования в качестве земли ислама.
В 1492 году, году открытия Америки Колумбом она пала под натиском испанцев, возглавляемых королевской четой Фердинандом и Изабеллой.
Испанские монархи обещали мусульманам неприкосновенность, но вскоре нарушили свое слово. 100 тысяч мусульман было убито, а около 20 тысяч бежало от преследований, организованных католической инквизицией.
Среди этих беженцев была и семья Сайиды, которая навсегда запомнила то, что сделали испанцы с ее родиной.
В 23 года она была выдана замуж за правителя марокканского города Тетуан Абу аль-Хасана аль-Мандри.
По сообщениям современников это был очень гармоничный союз. Сайида была его помощником в дипломатических делах; они правили совместно, и их обоих объединила ненависть к испанцам и португальцам, которые разрушили в 1490 году родной город Абу аль-Хасана.
Во времена их правления была построена новая крепостная стена и Большая мечеть. Стоит отметить, что Старый город Тетуана, отстроенный стараниями правящей четы ныне входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Конец этой семейной идиллии пришел в 1515 году, когда муж Сайиды умер.
Его смерть сыграла важную роль в ее дальнейшей судьбе.
Она объявила себя полновластным правителем Тетуана и приобрела титул «аль-Хурра» - «Свободная».
К тому времени на берегах Марокко осело немало изгнанников из «страны аль-Андалус», которые тосковали по утраченной родине и во всех своих бедах обвиняли испанцев. Пустынные просторы Северной Африки не могли прокормить многочисленных беженцев, и им ничего не оставалось кроме как начать свою войну если не за возвращение в «утерянный рай», то хотя бы за компенсацию за утраченные дома и имущество.
На стороне беженцев было доскональное знание бывшего родного побережья и полная решимость если не завоевать обратно Испанию, то хотя бы поживиться добычей с новых хозяев.
Естественно, что эта война проходила под лозунгом джихада, а европейцы говорили о «берберских пиратах» в одночасье наводнивших Средиземноморье.
В 1520 году Сайида установила контакты со знаменитым Хайретдином Барбароссой – бейлербеем Алжира и опытным флотоводцем.
Под его руководством Сайида собрала целый флот и начала действия на оживленных средиземноморских торговых маршрутах.
И хотя она не могла вновь завоевать Гранаду, но ей удалось усилить Тетуан в том числе и с помощью добычи с испанских и португальских кораблей.
По свидетельствам современников Саийда стала непререкаемым авторитетов среди корсаров Западного Средиземноморья. В ней даже видели своеобразную соперницу католической королеве Изабелле, которая наряду со своим мужем принесла много горя испанским мусульманам.
Она нанесла испанцам несколько эффективных ударов, вынудив их раз за разом отступать.
С помощью денег, вырученных от продажи военной добычи Тетуан был полностью реконструирован, всем семьям испанских мусульман-эмигрантов были выплачены компенсации за утерянное имущество.
Популярность Сайиды как правительницы в глазах населения сильно выросла.
Испанские источники того времени сообщают о рейдах ее флота на Гибралтар и захватах пленных.
Считается, что сама Сайида не принимала участия в этих рейдах, так как ей хватало хлопот по управлению городом, но и испанцы, и португальцы прекрасно знали, по чьему приказу берберские корсары атакуют их прибрежные города и корабли в море. В своих документах они неоднократно упоминают, что по вопросам выкупа пленных они вели переговоры именно с и их предводительницей – «пиратской королевой» из Тетуана.
В 1541 году султан Марокко Ахмед аль-Ваттаси посватался к ней. В марокканских исторических источниках упоминается, что султан пошел на беспрецедентный шаг: он покинул свою столицу – Фес и направился в Тетуан, чтобы сыграть там свадьбу. Это единственный случай в истории страны, когда глава государства покинул столицу ради женитьбы.
Но даже после того как она стала супругой султана Сайида продолжала управлять Тетуаном и командовать своими корсарами.
Однако исторические источники умалчивают, что с ней произошло после 1542 года, когда на посту правительницы города ее сменил сын султана.
К сожалению, ее дальнейшая судьба неизвестна. Лишь отдельные сведения о том, что она была лишена своей собственности и власти, дошли до нашего времени. По какой причине это произошло, остается только догадываться. Впрочем, в жизни правителей не последнюю роль играют дворцовые интриги и заговоры. Может быть она пала жертвой борьбы за власть.
Однако романтическая история мусульманской аристократки-эмигрантки из страны аль-Андалус, ее отвага и решительность, ее мудрость и чувство собственного достоинства свидетельствуют о том, что мусульманские женщины могли успешно решать задачи государственного управления и не только в XVI веке.
Ильдар Мухамеджанов