• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Добро, да не благо

Время чтения: 4 мин
4984

Добро, да не благо

Добро, да не благо

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного

За каждой тягостью наступает облегчение, за каждой ночью приходит день и за каждым несчастьем приходит время облегчения и нового добра. Но не всегда скрытое значение событий соответствует их внешнему виду. И возможно, что добро, которое нам дано, не менее опасно, чем зло. Потому что с точки зрения положения верующего перед Всевышним и то, и  другое может стать его искушением и привести к его гибели.

В Коране Всевышний говорит:

«Мы испытываем вас добром и злом для искушения, и к Нам вы будете возвращены»

Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, сказал: «Мы испытываем вас», значит, что Мы испытываем вас «добром и злом», т.е. трудностью и благополучием, здоровьем и болезнью, богатством и бедностью, дозволенным и запретным, покорностью и ослушанием, прямым руководством и заблуждением».

Положение человека зависит не только от его отношения к несчастьям, но и его отношения к благополучию. Бывает, что богатство и успех портят человека так же, как и неудачи и потери. Об одном из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Саъляба рассказывают следующее.  Этот бедный человек попросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он помолился за то, чтобы тот разбогател. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Послушай, Са’ляба, малое, за что ты благодаришь Аллаха, лучше для тебя, нежели многое, чего ты не осилишь». Но это не удовлетворило Са’ляба и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил помолиться за него. После этого у Са’лябы появилось стадо овец, и его поголовье очень быстро увеличивалось. Настолько, что за короткое время Са’ляба вывел свое стадо за пределы Медины, так как оно уже не вмещалось в окрестности города. Со временем он перестал ходить в мечеть, разве что наведывался туда для совершения полуденного и предвечернего намаза. Через некоторое время его видели лишь на пятничном намазе, а затем Са’ляба и вовсе перестал посещать мечеть. В конце концов, Саъляба даже не дал закят тем, кого к нему отправил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда были ниспосланы 75, 76 и 77-й аяты суры Тауба.

Эти аяты гласят: «Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников». Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением. Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали». Родственники Са’лябы, услышавшие данные аяты, поспешили передать Са’лябе эту горькую новость, упрекая его словами: «Горе тебе, о Са’ляба, Аллах ниспослал про тебя аяты». Са’ляба поспешил в Медину для выплаты закята, но на этот раз Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не принял его закят. В последствии, ни один из праведных халифов, ни Абу Бакр, ни Умар и ни Осман, да будет доволен ими Аллах, также не принимали у него закят. Са’ляба и умер при халифе Османе так и не заплатив закят.

Эта история показывает, что не всякое добро, которое мы получаем, является благом для нас. Красота, богатство, успех, признание – они могут потушить огонь веры также легко, как ветер потерь и несчастий. В хадисе Кудси Всевышний говорит: «О сын Адама! Как много светильников, которых погасил ветер страстей и прихотей, как много людей, которых испортило тщеславие; как много богатых, которых испортило богатство, и как много бедных, которых загубила бедность! Как много здоровых, которых испортило их хорошее самочувствие, как много ученых, которых испортили их знания, сколько невежд, которых испортило их невежество».

Также в книге «Степени идущих» Ибн аль-Каййим пишет о людях, которые не поклоняются Аллаху и не уповают на Его помощь: «Если кто-то из них, что-то просит у Аллаха, то просит только того, что требуют его страсти. Они не просят у Него довольства и помощи в соблюдении Его прав. Но этого недостаточно, так как Его просят все, кто на небесах и на земле. Его просят приближенные рабы, но также просят враги. Даже самый ненавистный из всех творений, Иблис, попросил Его и Он ответил. Но разве это было помощью Иблису в достижении довольства Аллаха или это наоборот увеличило его несчастье? Каждый, кто просит что-то у Всевышнего Аллаха, но это не является помощью в достижении довольства Аллаха, то эта просьба наоборот отделяет человека от милости Всевышнего».

Кто знает, может быть, то, чем мы сегодня наслаждаемся и чему мы радуемся, является причиной нашего отдаления от Аллаха и станет доводом против нас на том свете? Как сказано в другом аяте: «Ваше имущество и ваши дети являются искушением».

Верующий не должен обольщаться ни добром, которое ему ниспосылается, и не отчаиваться, когда он претерпевает трудности. Сколько добра, которым пользуются люди, но в котором нет блага для них на том свете. Например, человек красив и красота эта делает его тщеславным и самодовольным. Человек богат, но он транжирит на себя и жадничает на близких. Человек имеет знания, но пользуется ими для споров и хвастовства и высокомерия. Счастлив тот, для кого с увеличением добра увеличивается польза и служение Аллаху. Счастлив тот, кто даже в трудностях находит благо и возможность поклониться Создателю. Такое положение вещей убеждает нас еще раз, что события нашей жизни довольно-таки неоднозначны. Поэтому верующий должен быть внимателен и не обманываться внешним видом событий. Как сказано в Коране: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете».

Ася Гагиева

Реклама
Социальные комментарии Cackle