• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Запрет Всевышнего: почему Пророк ﷺ не показал чудо?

Время чтения: 6 мин
2694

وَأَقْسَمُواْ بِاللّهِ جَهْدَ أَيْمَانِهِمْ لَئِن جَاءتْهُمْ آيَةٌ لَّيُؤْمِنُنَّ بِهَا قُلْ إِنَّمَا الآيَاتُ عِندَ اللّهِ وَمَا يُشْعِرُكُمْ أَنَّهَا إِذَا جَاءتْ لاَ يُؤْمِنُونَ (109) وَنُقَلِّبُ أَفْئِدَتَهُمْ وَأَبْصَارَهُمْ كَمَا لَمْ يُؤْمِنُواْ بِهِ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَنَذَرُهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ (110) وَلَوْ أَنَّنَا نَزَّلْنَا إِلَيْهِمُ الْمَلآئِكَةَ وَكَلَّمَهُمُ الْمَوْتَى وَحَشَرْنَا عَلَيْهِمْ كُلَّ شَيْءٍ قُبُلاً مَّا كَانُواْ لِيُؤْمِنُواْ إِلاَّ أَن يَشَاء اللّهُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَهُمْ يَجْهَلُونَ (111)

«Bот они (мекканские язычники) горячо клялись Аллахом, что, если придет к ним знамение, они обязательно поверят в него. Скажи (им, о, Мухаммад): «Поистине, знамения – у Аллаха (Он ниспосылает их, когда и кому пожелает, а я только призываю вас к истине). И с чего вы (о, верующие) решили, что они уверуют, если оно придет к ним?». И Мы отворачиваем их сердца и взгляды (от истины, и поэтому они не видят ее), поскольку они не уверовали в него (Коран) в первый раз, и оставляем их бродить в собственном заблуждении. И даже если бы Мы низвели им ангелов (как они хотели), и (в ответ на их просьбу о воскрешении их умерших отцов) мертвые заговорили бы с ними (подтверждая твою, Мухаммад, правдивость), и Мы собрали бы перед ними все творения, они бы все равно не могли бы уверовать, если бы Аллах не пожелал этого. Но большинство их не знает (об этом)» (Аль-Анам, 109-111).

1. В риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, сообщается, что когда был ниспослан аят: «Поистине, если Мы пожелаем, то ниспошлем им с неба знамение, перед которым склонятся их шеи смиренно» (Аш-Шуара, 4), многобожники сказали: «Давай же, ниспошли на нас это знамение, если ты его ниспошлешь, то мы уверуем в тебя».

Мусульмане говорили: «О, посланник Аллаха! Ниспошли им такое знамение, пусть они уверуют». И тогда были ниспосланы эти аяты [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/103].

2. В риваяте, переданном от Мухаммада ибн Каба аль-Курази, говорится: «Курайшиты, разговаривая с посланником Аллаха (с.а.с.), сказали: «О, Мухаммад! Ты нам рассказываешь, что у Мусы был посох, от удара которым по камню из него начинала бить вода, Иса оживлял мертвых, а у племени Самуд была верблюдица. Яви и ты нам какие-нибудь чудеса, чтобы мы поверили тебе».

Актуально! Читайте также: Какими чудесами обладали пророки?

Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у них: «Какое чудо вы хотите, чтобы я явил вам?». Они сказали: «Преврати холм Сафа в золото». Посланник Аллаха (с.а.с.) уже начал было делать дуа Аллаху, как в этот момент к нему пришел Джибриль.

Он сказал: «О, Мухаммад! Если пожелаешь, то холм Сафа превратится в золото. Однако если после ниспослания этого чуда они не уверуют, то я всех, кто его видел и не уверовал, подвергну наказанию. Или же я могу не ниспосылать никакого чуда, дав им возможность покаяться и прийти к вере».

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не надо ниспосылать чуда. Оставь их, и пусть покаются те из них, кто покается». И тогда Аллах Всевышний ниспослал эти аяты [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 153-154; Табери, Джамиуль-Байан, 7/210].

Ибн Кясир говорил, что данный риваят является мурсаль (то есть в цепочке передатчиков пропущен сахаба), но наряду с этим он говорил, что существуют другие риваяты, переданные по другим каналам, которые подкрепляют данный риваят [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/309].

3. В другом риваяте сообщается, что чудо у посланника Аллаха (с.а.с.) просили не мекканские многобожники, а мусульмане, которые в связи с клятвой многобожников о том, что они уверуют, если им будет явлено чудо, сказали посланнику Аллаха (с.а.с.): «О, посланник Аллаха! Раз они поклялись, что уверуют, если им будет ниспослано чудо, то попроси этого у своего Господа».

Таким образом, причиной ниспослания этого аята стали не многобожники, а мусульмане [Табери, Джамиуль-Байан, 7/211-212].

6 чудес, которые доказывают, что Мухаммад (ﷺ) ‒ истинный пророк
В этой главе повествуется о высоких достоинствах Посланника Аллаха (мир ему), свидетельствующих о том, что он является истинным пророком. Рациональные муджиза будут рассмотрены в шести частях.
25.12.2019
15952

Вне зависимости от того, чье желание о ниспослании чуда стало причиной ниспослания этих аятов, мусульман или многобожников, по сути, между этими риваятами нет никакой разницы. Так как в обоих случаях было высказано одно и то же желание продемонстрировать чудо.

Кроме того, случаи, описываемые в этих двух риваятах (и даже в трех риваятах), могли происходить в одно и то же время в одном собрании. Многобожники могли обратиться с такой просьбой к посланнику Аллаха (с.а.с.), когда рядом с ним находились его сподвижники, и точно так же могли принести клятву о том, что уверуют.

К этому их желанию прибавилось желание сахабов, и посланник Аллаха (с.а.с.) приступил к совершению дуа. Поэтому, на наш взгляд, между этими двумя риваятами, а также самым первым риваятом нет никаких противоречий.

Что же касается причины ниспослания аята: «И даже если бы Мы низвели им ангелов (как они хотели), и (в ответ на их просьбу о воскрешении их умерших отцов) мертвые заговорили бы с ними (подтверждая твою, Мухаммад, правдивость), и Мы собрали бы перед ними все творения, они бы все равно не могли бы уверовать, если бы Аллах не пожелал этого. Но большинство их не знает (об этом)», то в риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, сообщается следующее:

«Группа мекканцев, насмехавшихся над исламом и мусульманами, пришла к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказала: «Оживи некоторых из наших умерших, и спросим у них, является ли то, что ты принес, истиной, или же это ложь? Или покажи нам ангелов, которые засвидетельствовали бы, что ты посланник Аллаха. Или приведи к нам Аллаха и ангелов».

В ответ на это и был ниспослан этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/106].

В другом риваяте, переданном также от Ибн Аббаса, и касающемся причины ниспослания 111 аята, сообщается, что из жителей Мекки над Кораном насмехались следующие пять человек: Аль-Валид ибнуль-Мугира аль-Махзуми, Аль-Ас ибн Ваиль ас-Сахми, Аль-Асвад ибн Абдуйагус аз-Зухри, Аль-Асвад ибнуль-Мутталиб и Аль-Харис ибн Ханзала.

Эти пятеро вместе с группой других жителей Мекки пришли к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказали: «Покажи нам ангелов, которые засвидетельствовали бы, что ты посланник Аллаха. Или оживи некоторых из наших умерших, и спросим у них является ли то, что ты принес, истиной, или же это ложь? Или приведи к нам Аллаха и ангелов, чтобы они поручились за то, что ты говоришь».

И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 13/149-150].

Чем грозит замена духовных ценностей материальными благами?
Однажды человек променял духовные ценности на материальные блага и оказался в большом убытке, о котором повествуется в риваятах суры аль-Араф.
28.09.2021
2295

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle