• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

От Бейтуль-Макдиса к Каабе: как происходило изменение киблы?

Время чтения: 4 мин
751

От Бейтуль-Макдиса к Каабе: как происходило изменение киблы?

قَدْ نَرَى تَقَلُّبَ وَجْهِكَ فِي السَّمَاء فَلَنُوَلِّيَنَّكَ قِبْلَةً تَرْضَاهَا فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَحَيْثُ مَا كُنتُمْ فَوَلُّواْ وُجُوِهَكُمْ شَطْرَهُ وَإِنَّ الَّذِينَ أُوْتُواْ الْكِتَابَ لَيَعْلَمُونَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّهِمْ وَمَا اللّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا يَعْمَلُونَ (144)

«(О, Пророк!) Мы видим, как ты обращаешь лицо к небу (в ожидании прихода откровения об изменении направления намаза на Каабу), и Мы обязательно обратим тебя к кыбле, которой ты будешь доволен. Обрати же лицо (во время намаза) в сторону мечети аль-Харам. (О, верующие!) И где бы вы ни были, (во время намаза) обращайте лица в ее сторону. Поистине, те, кому дана Книга (из иудеев и христиан), знают, что (изменение кыблы) это – истина от их Господа (ибо они знали, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) – это пророк, о котором говорилось в их книгах, и что он не станет приказывать что-то неправильное). И от Аллаха не скрыто ничего из того, что они делают» (Бакара, 144).

В Муватте упоминается о том, что этот аят был ниспослан за два месяца до битвы при Бадре. Абу Хатим аль-Бусти дает более-менее конкретную информацию, в соответствии с которой посланник Аллаха ﷺ совершал намаз в направлении Бейтуль-Макдис на протяжении семнадцати месяцев и трех дней. А данный аят был ниспослан во вторник в середине месяца Шаабан [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/100-101].

Битва при Бадре: что об этом сказано в Коране
«Не называйте тех, кто погиб на пути Аллаха, мертвыми. Они живы, но (поскольку их жизнь не телесная) вы не ощущаете (этого)» (Бакара, 154).
25.11.2021
1022

В риваяте, переданном от Катады, сообщается, что еще до переселения в Медину, на протяжении двух лет посланник Аллаха ﷺ совершал намаз в сторону Бейтуль-Макдис (Иерусалима), как и мусульмане, жившие в Медине.

В хадисе, переданном имамом Маликом от Абдуллаха ибн Умара, говорится: «Когда люди совершали утренний намаз в мечети Куба, в мечеть вошел один человек и сказал: «Этой ночью посланнику Аллаха ﷺ было ниспослано откровение и было приказано обратиться в сторону Каабы». И они все повернулись в сторону Каабы, тогда как до получения этого известия их лица были обращены в сторону Шама» [Имам Малик, Муватта, Кибла 4, хадис № 6; Бухари, Салят, 32; Муслим, Масаджид, 13].

В риваяте, переданном Муслимом от Анаса, имеется дополнение, где говорится, что человеком, принесшим это сообщение, был один человек из рода Бану Салем, и что в этот момент люди совершили первый ракаат утреннего намаза и находились в руку (поясном поклоне), и когда во втором ракаате они повернулись в сторону Каабы, их ряды и их намаз не были нарушены (Муслим, Масаджид, 15).

От Бейтуль-Макдиса к Каабе: как происходило изменение киблы?

В риваяте, также переданном имамом Маликом от Саида ибнуль-Мусаййаба, говорится: «После своего переселения в Медину посланник Аллаха ﷺ на протяжении шестнадцати месяцев совершал намаз в направлении Бейтуль-Макдис. А затем, за два месяца до битвы при Бадре, кибла была изменена на Каабу» [Имам Малик, Муватта, Кибла 4, хадис № 7].

В хадисе, переданном Абу Бакром ибн Абу Шейбой от Бера ибн Азиба, говорится: «На протяжении шестнадцати месяцев я совершал намаз вместе с посланником Аллаха ﷺ в направлении Бейтуль-Макдис. Наконец, был ниспослан аят «Обрати же лицо (во время намаза) в сторону мечети аль-Харам».

Когда был ниспослан этот аят, посланник Аллаха ﷺ уже завершил свой намаз. Один из нас вышел из мечети, встретил группу ансаров, которые еще совершали намаз, и сообщил им известие о ниспослании этого аята. И тогда они, будучи в намазе, отвернулись от Бейтуль-Макдис и направили свои лица к Каабе» (Муслим, Масаджид, 11).

Читайте также: Всегда ли намаз совершался в сторону Каабы?

В соответствии с большинством риваятов, посланник Аллаха ﷺ после переселения в Медину совершал намаз в направлении Бейтуль-Макдис на протяжении шестнадцати или семнадцати месяцев. Вместе с тем, Табери указывает на то, что были те, кто говорил, что этот срок равнялся девяти или десяти месяцам (риваят от Анаса ибн Малика), тринадцати месяцам (риваят от Муаза ибн Джабаля) (Табери, Джамиуль-Байан, 2/4).

Нет никаких разногласий в том, что, находясь в Мекке, посланник Аллаха ﷺ и остальные мусульмане совершали намаз в направлении Каабы. Так как Кааба была киблой Ибрагима (а.с.).

Что же касается совершения намаза в направлении Бейтуль-Макдис после переселения в Медину, то по данному вопросу существуют разногласия, было ли это повелением Аллаха Всевышнего или же это был иджтихад посланника Аллаха ﷺ.

Учитывая, что в вопросах поклонения посланник Аллаха ﷺ не стал бы исходить из собственного мнения, то можно сказать, что это было сделано по божественному знаку.

Все фото: shutterstock.com.

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle