Вопросы, которыми мусульманам лучше не задаваться
Великий ученый и праведник Джалаледдин Руми приводит в своем сборнике «Маснави» одну мудрую притчу.
Однажды некий мудрец и книжник плыл по морю на корабле. Во время пути он заводит разговор с капитаном корабля и другими моряками, желая показать им, какого важного человека они везут. Для этого он задает им вопросы из разных наук, которые он изучил: «Знаете ли вы правила сложения стихов? А знаете ли вы устройство человеческого организма? А слышали ли вы о том, в какой стране какие животные и птицы обитают?».
Разумеется, на все вопросы он получает отрицательный ответ, поскольку моряки были людьми простыми и не читали книг. Услышав это, мудрец высокомерно произносит: «Если вы не овладели всеми этими знаниями, значит, вы жизнь свою прожили зря!».
Вдруг на море начинается сильный шторм, корабль сильно раскачивает. Мудрец бледнеет от страха. Моряки спрашивают его – умеет ли он плавать, на случай если вдруг корабль утонет, и им придется вплавь добираться до берега? Ученый также дает им отрицательный ответ, ведь вместо того, чтобы учиться плавать или овладевать иными практическими навыками, он читал умные книги. Тогда моряки насмешливо восклицают: «Увы, уважаемый, тогда ты жизнь свою прожил зря!».
В чем мораль этой истории?
Любое знание, конечно, полезно, но все-таки человеку следует учиться и узнавать о том, что может пригодиться ему в жизни, что имеет практический смысл.
Возможно, мудрец знает гораздо больше об устройстве мира и человека, чем матросы, которые везут его на корабле. Однако, в случае падения за борт корабля у них гораздо больше шансов спасти свою жизнь, поскольку они выучились плавать, а он, к сожалению, нет.
Это хорошо видно на примере жизни верующих людей. Многие молодые мусульмане слышали что-то о пользе религиозных наук, но не очень хорошо понимают, какие знания для них первостепенны, а какие вторичны. Часто бывает наоборот: едва научившись совершать обязательную молитву, они занимаются спорами относительно таких вещей, которые по силам только большим ученым, а никак не новичкам: «Как понимать неясные аяты Корана (т.н. муташаббихат)? Можно ли спрашивать о том, где находится Аллах? Можно ли проводить мавлиды, пользоваться четками или это вредное новшество?». И так далее и тому подобное.
Интернет-форумы и социальные сети полны людей, желающих ломать копья в спорах на эти темы. Хотя все эти молодые энтузиасты, увы, так и не поняли, какие знания им необходимы прежде всего.
Однажды к Пророку (мир ему) пришел молодой сподвижник и спросил у него: «Когда наступит Судный день?».
И сейчас очень многие верующие люди живо интересуются этим вопросом: можно ли точно рассчитать дату конца мира, каковы ее признаки, можно ли считать наше время началом наступления этой эпохи?
В ответ Пророк (мир ему) задал встречный вопрос молодому человеку: «А готов ли ты к наступлению Судного дня? Что ты для него приготовил?» (хадис приводится в сборнике Бухари).
Даже если ты (вдруг!) узнаешь, что Судный день наступит, к примеру, через неделю или через год, что тебе даст эта информация, если ты совершил очень мало добрых дел, которые тебе помогут в то время? Не лучше ли приложить все усилия не для удовлетворения пустого любопытства, а на совершение деяний, имеющих практическую пользу?
Современные средства массовой информации и, прежде всего, интернет, обрушивают на человека море самых разнообразных сведений. О стихийных бедствиях, которые происходят на другом конце света, о чужих преступлениях и несчастьях, о финансовых кризисах, о происшествиях в жизни знаменитостей. И простые люди уже не очень понимают, какая информация из всего этого им действительно необходима, а какую спокойно можно пропустить.
Мы прочитываем всю ленту новостей в социальных сетях, не пропускаем ни одного выпуска новостей по телевизору, но при этом бываем совершенно не в курсе того, как живут люди, которым мы действительно нужны – наши супруги, дети, родители, родственники, соседи, друзья и знакомые.
История, подобная двум предыдущим, приводится об великом имаме Шафии, одном из имамов четырех мазхабов. К нему пришел молодой человек и задал очень сложный вопрос из области вероучения (акыды). В ответ имам задал ему какой-то простой вопрос относительно правил совершения омовения и намаза. Тот юноша затруднился ему ответить. Тогда имам сказал: «Вот видишь, ты пренебрег знаниями о том, что тебе необходимо пять раз в день, но желаешь обсуждать такие сложные вопросы!» (Приводится в книге «Сияр алям ан-нубаля» имама Захаби).
Вместо того, чтобы тратить время и силы на получение информации, которая нам никак не пригодится, всем нам следует заняться теми вещами, которые имеют непосредственное отношение к нашей жизни.
Верующему следует, прежде всего, тщательно изучить все, что касается его первостепенных обязанностей, таких как молитвы, омовения, поста. Обратить внимание на улучшение своего нрава, отказаться от таких дурных поступков, как злословие, сплетни, гнев, раздражение, ненужные споры, грубость и неуважение к людям. Совершать больше благих дел: уделять больше внимания членам своей семьи, чаще общаться с родителями, помогать соседям и родственникам, не отказывать в помощи нуждающимся.
В свое время Всевышний не спросит вас о том, как вы понимали неясные аяты Корана, но непременно спросит, почему вы плохо отзывались за глаза о своей соседке, были грубы и невнимательны со своей мамой, мало внимания уделяли мужу (жене) и детям, а вместо этого проводили все свое время в виртуальном общении. Получает знания нужно, но все должно быть постепенно, и начинать лучше с основ.
Так что вместо того, чтобы обдумывать то, что вам написали в комментариях в социальных сетях и как на это ответить, позвоните лишний раз родителям.
9 признаков мудрого человека >>
Как определить истинного религиозного ученого? 6 главных признаков >>
Анна Кобулова