• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Одиночество – это плохо или хорошо?

Время чтения: 8 мин
31853

Каждый человек в какой-то период времени переживает состояние одиночества – то есть, изоляции от окружающих, оставленности, отчужденности, когда тебе не с кем поговорить по душам и поделиться наболевшим. Причем, это состояние может быть настоящим, буквальным, – когда человек действительно, физически остается наедине с собой по разным причинам.

К примеру, он поступил в новое учебное заведение или на новое место работы, где его еще никто не знает, поэтому в какой-то момент времени ему не с кем общаться. Такое случается также, когда человек не может найти подходящего спутника жизни; либо у него нет настоящих друзей; или скончался кто-то из близких людей, с кем человека связывали особенно доверительные отношения.

В состоянии реального одиночества часто оказываются пожилые люди – вот человек вышел на пенсию, и больше нет рядом коллег по работе, дети создали собственные семьи и теперь живут отдельно, кто-то из супругов умирает раньше другого, друзья тоже в преклонном возрасте, что ограничивает возможность общения, а сам человек уже имеет определенные проблемы со здоровьем, что затрудняет для него возможность выходить из дома и строить новые отношения.

Другой вид одиночества – это одиночество моральное, духовное, - что подразумевает отсутствие понимания среди близких людей. При этом человек может жить в семье, находиться в обществе других людей, но чувствовать себя бесконечно чужим всем вокруг. Такое часто свойственно замкнутым и робким людям, либо людям, тонко чувствующим и ранимым, которые боятся доверять окружающим и делиться с ними личными переживаниями.

Также в подобной ситуации может оказаться человек, чье мировоззрение резко отличается от мировоззрения его родных и знакомых. К примеру, в одиночестве оказывается человек, вставший на путь религии и приближения к Богу – его интересуют духовные запросы, в то время как окружающие его люди заняты только материальными проблемами, и его поиск смысла жизни кажется им глупостями и пустяками.

Новообращенные мусульмане так или иначе переживают такое состояние изоляции и отчужденности в своей семье и среди старых друзей, особенно первое время, когда еще не нашли новых друзей и не влились в общину единоверцев.

Теперь возникает вопрос – получается, что одиночество – это очень неприятное и тяжелое состояние, в котором нет ничего хорошего? Или в нем все-таки можно найти какие-то положительные стороны и моменты?

Как это ни странно, но в состоянии одиночества тоже можно найти свои плюсы, более того, иногда человеку полезно побыть наедине с собой. Состояние, когда нас постоянно окружают какие-то люди, нам без конца приходится общаться с ними, отвечать на их вопросы, удовлетворять чьи-то требования и запросы, очень утомляет человека, не дает ему возможности подумать о чем-то серьезном, о своей душе, о цели своей жизни, понять – правильно ли он живет.

Во все времена люди, которые стремились к самопознанию и самосовершенствованию, специально оставляли свои семьи и уединялись в пустынных местах (либо просто закрывались у себя дома), отказываясь от общения с людьми и всякой другой деятельности.

У некоторых первобытных народов (к примеру, у североамериканских индейцев) был такой обычай. Когда юноша достигал возраста совершеннолетия (примерно 16-18 лет), он должен был пройти испытание одиночеством. Он уходил в степь или в лес, взяв с собой немного пищи, где оставался наедине с самим собой в течение нескольких дней или даже недель.

Таким образом, он обдумывал свою прошедшую жизнь и строил свои цели на будущую жизнь, учился думать и понимать себя – только после этого его признавали настоящим мужчиной и полноценным членом племени.

Люди, желающие познать Бога и правильный путь к Нему, также испокон веков делали это в отрыве от общества других людей. Только в тишине и спокойствии можно было почувствовать Его истинную близость. Все мы знаем, что пророк Мухаммад (мир ему), когда ему исполнилось сорок лет, стал уходить в пещеру на горе Хира, где проводил определенное время наедине со Всевышним. Именно в этом месте он получил первое откровение.

Великий ученый ислама имам Абдуль-Хамид аль-Газали в определенный момент времени также почувствовал необходимость оставить общество людей и уединиться. Следует отметить, что произошло это на самой вершине его карьеры – когда он был уже известным ученым и преподавателем в багдадском медресе Низамия, у него было около 300 учеников, слава о его учености и красноречии достигла отдаленных областей мусульманского мира – так что люди специально приезжали издалека учиться у него.

Но неожиданно для всех ученый понимает, что жизнь его идет неправильным путем – он слишком погрузился в мирскую суету, увлекся почетом и уважением, которые окружали его. Сам имам писал об этом впоследствии в своей «Книге, избавляющей от заблуждений»:

«И понаблюдав за собой со стороны, я нашел свое положение опасным для меня, и что я очень привязался ко всему тому, что приобрел из благ земной жизни, и всему тому, что окружало меня. Затем проследив за своими делами, я заметил, что лучшее, чем я могу быть занят, – это преподавание и обучение. Но это были науки, не приносящие пользы на том свете и не столь важные для земной тленной жизни.

Я вспомнил о своем намерении обучать, и оказалось, что делаю это не ради Аллаха, а ради славы и почета. Тогда я убедился, что нахожусь на краю пропасти и в итоге могу попасть в ад, если не возьмусь за исправление своего положения. И поэтому я решил выехать из Багдада, поскольку мысли о моем положении не давали мне покоя…».

После этого ученый отправился в Дамаск, где провел какое-то время в уединении, а затем отправился в Иерусалим, где проводил много времени в мечети Куббат ас-Сахра. Затем он совершил хадж. В итоге, он провел в уединении около 11 лет. Этот период одиночества был весьма плодотворен для великого ученого - именно тогда он написал самые свои известные книги, в частности, многотомный труд «Ихья улюм ад-дин» (Воскрешение наук о вере).

Глядя на примеры из жизни этих выдающихся людей, и нам не следует отчаиваться, если в какой-то момент жизни мы вдруг почувствовали себя в одиночестве – или действительно оказались одни, - переехали, к примеру, на новое место жительства, сменили работу и т.п.

Не нужно воспринимать это как проклятие и наказание, наоборот, это время и состояние следует использовать как возможность побыть наедине с собой, переосмыслить свою жизнь, привести в порядок мысли, отдохнуть от окружения, от бесконечного общения и суеты. Тем более, следует благодарить Всевышнего за подобное состояние одиночества – если оно является следствием вашего решения встать на путь приближения к Нему, когда вы хотите начать следовать религии.

Если же вы уже долгое время чувствуете себя потерянным и никому не нужным, вам следует задуматься – а почему такое происходит? Почему вы не можете найти друзей, не ладите со своими коллегами по работе, не сближаетесь с родными и соседями?

Возможно, причина в вас самих – вы все время погружены в себя, заняты только собой и вам нет дела до других? Или вы слишком застенчивы, боитесь быть отвергнутыми, поэтому не можете сделать первый шаг к сближению с другими людьми?

Зачастую это связано с тем, что люди просто не умеют радоваться жизни, пусть и в одиночестве. Таким людям трудно сделать первый шаг навстречу новому, завязать разговор, они убеждены, что за них это должны сделать другие. 

Выход же заключается в том, чтобы изменить свое поведение. Чаще улыбаться окружающим, не стесняться первым начинать общение с незнакомым человеком. Идите к людям, найдите себе интересное занятие – к примеру, начните заниматься тем, чем вы давно уже хотели (учить новый иностранный язык, научиться рисовать или шить, заняться программированием или дизайном).

Кстати, именно посещение различных курсов и кружков – это очень хороший способ завести новые знакомства. Чаще общайтесь с родственниками. Начните заниматься спортом, больше гуляйте.

Ведь, в конце концов, не забывайте о том, что когда-то мы все окажемся в одиночестве – умирать мы будем одни, в могилу мы сойдем одни и давать отчет перед Богом за свою жизнь мы также будем одни. В это время рядом с нами не будет никого из людей. В Коране говорится об этом состоянии человека:

«Мы унаследуем от Него то, о чём он (человек) говорил, и он явится к Нам в одиночестве» (сура «Марьям», аят 80);

«И все они (люди) явятся пред Ним в День Воскресения в одиночестве» (сура «Марьям», аят 95).

Хадис-кудси также подтверждает эту мысль:

«О, сын Адама! Я удивляюсь тому человеку, который знает, что он умрёт один, войдёт в могилу один, будет давать отчёт один… Однако он ищет радости в людях».

При понимании этого человек не чувствует себя одиноким, он наслаждается уединением, узнаёт себя и через это самопознание – познаёт Бога. Душою он со Всевышним, а значит – не один. Ведь «для того, кто уповает на Аллаха, Он достаточен» (сура «Ат-Таляк», 65:3).

Анна Кобулова

Также по этой теме читайте:

Суры Корана, спасающие от бедности, болезней и одиночества

Почему ислам не одобряет одиночество?

Как верующему человеку завести хорошего друга?

 

Социальные комментарии Cackle