• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Этот грех не удастся искупить даже раскаянием

Время чтения: 4 мин
82395

Фото: Wavebreakmedia/elements.envato.com

Фото: Wavebreakmedia/elements.envato.com

«Они не свидетельствуют лживо, а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством». (Сура «Фуркан, аят 72)

Свидетельствованию в Исламе придается большое значение. При необходимости быть свидетелями – это религиозный долг, который должен исполнить каждый мусульманин. А отказ от свидетельствования или заведомо ложное свидетельство является большим грехом. Совершение правосудия и выявление истины во многом зависят именно от исполнения свидетелями своих обязанностей. 

Если человек говорит о том, чего не видел и не слышал, о чем ничего не знает, что он видел, слышал и знает об этом, то это называется ложным свидетельствованием. Поскольку такие действия наносят людям большой вред и становятся причиной попрания многих прав, они считаются в нашей религии харамом и одним из больших грехов. Не случайно Пророк (мир ему) спросил у своих ближних: «Сказать ли вам, что является самым большим грехом среди всех больших грехов?»

Он трижды повторил свой вопрос, а затем перечислил: «Придание равных Аллаху, непокорность родителям и ложное свидетельствование». Повторив сказанное несколько раз, он предостерег тех, кто находился рядом с ним. (Бухари, “Шахадат”, 10; Муслим, “Иман”, 143).

Для ложного свидетельствования нет каффарата, искупления. Покаявшись, тоже нельзя освободиться от духовной ответственности за этот поступок, потому что это попрание человеческих прав. А в таком случае, совершивший его человек сперва должен возместить потерпевшему вред, попросить у него прощения и добиться его расположения, а затем покаяться перед Аллахом, обещав никогда больше не делать подобных поступков, просить у Аллаха прощения грехов, и только после этого он может надеяться на искупление своего греха.

Наш великий Господь призывает нас, свидетельствуя перед Аллахом, отстаивать справедливость, если даже свидетельство будет против нас самих, или против родителей, или против близких родственников (Ниса, 4:135), быть стойкими ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и чтобы ненависть к отдельным людям не подтолкнула нас к несправедливости (Маида, 5:8), не скрывать того, что нам известно (Бакара, 2:140, 283), не отказываться, когда нас зовут быть свидетелями (Бакара, 2:282). Когда появляется такая необходимость, мы должны отбросить в сторону все сомнения и опасения и засвидетельствовать истину с исключительным намерением заслужить довольство Аллаха.

Употребленное во второй части аята слово “аль лагви” означает пустые, бесполезные, незначительные, ошибочные, плохие, мерзкие, бесцельные слова и разговоры, а также праздность, бездеятельность или же негативные в нравственном плане действия. Одна часть этих слов и действий может быть харамом, как неверие или многобожие, часть макрухом, то есть запретным, но допускаемым шариатом, а часть бесполезным мубахом.

Наша человеческая жизнь коротка и бесценна, ограничен срок нашего земного испытания, дающего нам возможность заслужить вечную жизнь. А если так, то нам не следует потратить этот данный нам короткий промежуток времени на бессмысленные и пустые занятия. Пророк (мир ему) предупреждал нас о том, что здоровье и свободное время являются двумя самыми главными ценностями и что большинство людей не умеют по достоинству ценить эти две милости. (Бухари, “Рикак”, 1).

А в другом хадисе он обратил наше внимание на необходимость избегать пустых слов и бесполезных дел: «Оставление человеком всего того, что его не касается, ‒ это прекрасный показатель его мусульманства». (Тирмизи, “Зухд”, 11).

Чтобы не оказаться в таком положении и чтобы уметь замечать, как нас окутывают совершенно нас не касающиеся проблемы, нам следует проводить ежедневный обзор своих поступков и проверять, чем мы занимались, на что направляли внимание и на что тратили свое время.

В этом аяте от нас также потребовано с достоинством проходить мимо, когда видим праздных людей или слышим пустые беседы. Но из всего сказанного нельзя делать вывод о том, что надо руководствоваться правилом: «Моя хата с краю, ничего не знаю». Не будем забывать, что вести полезные беседы, призывать людей к добру и удерживать их от зла, получать знания и учить других, часто поминать Аллаха – все это наш религиозный долг. Но в то же время будем держаться подальше от пустой болтовни, клеветы и злословия, от бесполезных для нашей религии и для нашей мирской жизни дел и поступков.

Islam-Today

Пожалуйста, сделайте репост этой записи на Facebook!

Социальные комментарии Cackle