• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

История о том, как сподвижник Пророка ﷺ давал садака во время намаза

Время чтения: 4 мин
3422

إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ آمَنُواْ الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَهُمْ رَاكِعُونَ (55) وَمَن يَتَوَلَّ اللّهَ وَرَسُولَهُ وَالَّذِينَ آمَنُواْ فَإِنَّ حِزْبَ اللّهِ هُمُ الْغَالِبُونَ (56)

«(О, мусульмане!) Поистине, ваш (истинный) покровитель – лишь Аллах, Его Посланник и верующие, (полноценно) совершающие намаз, выплачивающие закят и (смиренно) склоняющиеся (перед Аллахом) в поясном поклоне. Кто берет себе в покровители Аллаха, Его Посланника и верующих, (тот сторонник партии Аллаха, а) ведь партия Аллаха непременно одержит победу» (Аль-Маида, 55-56).

По поводу причины ниспослания этих аятов существует три разных риваята, в соответствии с которыми эти аяты были ниспосланы в отношении Убады ибн Самита, Абдуллаха ибн Саляма и Али ибн Абу Талиба.

История о том, как пророк Мухаммад ﷺ избежал смерти
В риваяте, переданном Ибн Исхаком от Джабира ибн Абдуллаха, сообщается, что один человек из племени Мухариб по имени Гаврас сказал некоторым людям из своего народа и из племени Гатафан: «Если хотите, я могу убить для вас Мухаммада».
03.03.2022
3085

Вышеупомянутая история Убады ибн Самита упоминается Ибн Исхаком в качестве причины ниспослания этих аятов. Единственным же отличием от того риваята является то, что в риваяте Ибн Исхака упоминается о том, что Убаду ибн Самита связывали дружеские отношения с иудеями из племени Бану Кайнука, которые он затем разорвал [Табери, Джамиуль-Байан, 6/186].

В риваяте, переданном от Джабира ибн Абдуллаха и Ибн Аббаса, сообщается, что данные аяты были ниспосланы в отношении Абдуллаха ибн Саляма и его товарищей.

В этом риваяте сообщается, что однажды Абдуллах ибн Салям и еще несколько человек, принявших ислам из его народа, пришли к посланнику Аллаха ﷺ и сказали: «О, посланник Аллаха! Наши дома далеки от Медины и нет никого, кто жил бы с нами и разговаривал. Наш народ из племен Бану Надир и Бану Курайза изгнали нас, когда мы уверовали в Аллаха и Его посланника, приняв решение не отдавать за нас своих дочерей, не брать в жены наших дочерей и полностью прекратить любое общение с нами. Нам очень тяжело от того, что вокруг нас нет никого, с кем мы могли бы общаться».

В ответ посланник Аллаха ﷺ прочел им аят: «(О, мусульмане!) Поистине, ваш (истинный) покровитель – лишь Аллах, Его Посланник и верующие...» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 137]. Тогда Абдуллах ибн Салям сказал: «Поистине, мы довольны Аллахом, Его посланником и верующими в качестве друзей» [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 6/143].

В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что та часть аята, где говорится «...(полноценно) совершающие намаз, выплачивающие закят и (смиренно) склоняющиеся (перед Аллахом) в поясном поклоне» была ниспослана в отношении Али. И хотя в этом риваяте сообщается, что когда Али, совершая намаз, находился в поясном поклоне, он сделал знак бедняку просящему подаяние, чтобы тот снял с его руки кольцо и взял его себе, указывая тем самым на то, что верующий даже во время намаза способен дать садака [Табери, Джамиуль-Байан, 6/186].

Однако следует отметить, что хукм содержащийся в данном аяте касается всех верующих, хотя в первую очередь он относится к Али.

Риваят, в котором рассказывается о том, что Али даже во время намаза давал садака, приводит Фахруддин ар-Разы в более развернутом виде, но без упоминания о том, что это стало причиной ниспослания данного аята.

В этом риваяте говорится: Абу Зарр рассказывал: «Однажды мы совершили полуденный намаз вместе с посланником Аллаха ﷺ. В мечеть вошел человек, просящий подаяние, и попросил садака у находящихся там, но никто не дал ему ничего. Тогда этот человек, воздев руки к небу, сказал: «О, Аллах! Я свидетельствую, что попросил садака в мечети Посланника, но ни один человек ничего не дал мне».

В этот момент Али находился в поясном поклоне. Он знаком указал человеку, просящему садака на кольцо, которое было у него на мизинце правой руки. И тогда этот человек подошел к нему и снял кольцо у него с пальца. Посланник Аллаха ﷺ, видевший как Али подал знак и как человек, просивший садака, снял с его пальца кольцо и ушел, сказал: «О, Аллах! Мой брат Муса обратился к Тебе с просьбой, сказав: «О, мой Господь! Раскрой мою грудь, и дай мне помощника в моем деле. Укрепи меня моим братом Харуном». О, Аллах! Я  Твой пророк Мухаммад. Раскрой и мою грудь, и облегчи мое дело. Дай мне помощника из моей семьи. Укрепи мою спину посредством Али».

Абу Зарр говорил: «Клянусь Аллахом, не успел посланник Аллаха ﷺ завершить свое дуа, как пришел Джибриль и сказал: «О, Мухаммад! Читай: «(О, мусульмане!) Поистине, ваш (истинный) покровитель – лишь Аллах, Его Посланник и верующие, (полноценно) совершающие намаз, выплачивающие закят и (смиренно) склоняющиеся (перед Аллахом) в поясном поклоне»» [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 12/26].

Как мы уже говорили немногим ранее, Али, как и другие верующие, любил раздавать садака, и он более других достоин того, чтобы этот аят был ниспослан в отношении него. Но наряду с тем, что риваят от Абу Зарра указывает на частность причины ниспослания, тем не менее данный аят касается всех верующих.

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle