Умар ибн Русте – первый географ в истории исламской науки

Всемирно известный ученый исследователь Сайид Хусайн Наср сказал однажды: «Невозможно понять исламскую науку, не поняв сам ислам. Потому что ни одна цивилизация не способна развиваться в пустоте».

Поэтому, что касается развития исламской науки было бы более верным говорить не только о знаниях, но и об их принципах. В отличии от современного подхода, где знания воспринимаются признаком силы и доминации.

Знания в исламе – это способ познания окружающей среды, а не ее покорения и господства над ней.

Понятие цивилизованности, в научной литературе появилось благодаря именно мусульманским ученым. Ибо для них не имело значение из какого источника были получены знания, важны сами знания, как таковые.

Умар ибн Русте, был из числа именно тех ученых, которые ценили в первую очередь ценность самих знаний. В момент его рождения исламский мир находился в состоянии научного состязания.

С одной стороны, был Багдад, превратившийся в центр наук. С другой стороны, Каир, ставший центром исламской культуры. В этот период в столице Фаса, открывается первый университет в истории. Университет аль-Каравийн был открыт в 859 году, построенный Фатимой аль-Фихри.

Ахмед бин Умар ибн Русте родился на территории современного Ирана в городе Исфахан. Здесь он получил свое начальное образование, которое станет крепким фундаментом для последующих открытий ученого.

Мини-путешествие в Иран: кто видел Исфахан, тот видел половину мира (ФОТО)

В период правления халифа Муттафи он был государственным служащим, а позже был назначен руководителем постовой службы. С момента, когда он стал получать знания, Умар ибн Русте испытывал тягу к таким наукам, как математика, астрономия и в особенности к географии.

Он любил путешествовать. Именно поэтому он отправляется в Новгородскую Русь, где во время путешествия он знакомится с такими малоизвестными для него народами, как хазары, печенеги, славяне, венгры, булгары.

Увиденное он опишет в своей книге «Китабуль-алякин-нафиса». Например, описывая булгарские племена, он напишет:
«Они живут на берегах реки, впадающей в Каспийское море. Они живут в краю, где много болот и лесов». В этом же труде он описывает свое видение устройства нашей Вселенной.

Эти взгляды и предположения оказались для последующих поколений революционными. В отличии от большинства распространенных в то время астрономических и космических теорий, Ибн Русте придерживался следующего мнения:

Планета Земля может находиться в любой точке Вселенной, и вовсе не в ее середине. Крутится Земля, а не Солнце, и прочие космические тела. Космос бесконечен, а наша планета движется по ней в бесконечность. Его современники были убеждены, что Земля, находясь в центре Вселенной, не подвижна, а Солнце и прочие тела кружатся вокруг нашей планеты.

Расширяющаяся Вселенная: как Аллах все описал в Коране (ФОТО)

Естественно, что такие смелые предположения Ибн Руста, свидетельствовали о его гениальных и неординарных способностях. Сегодня его предположение является научно доказанным фактом.

Основываясь на рассказы воинов, совершавших походы, а также с торговцев и путешественников, Ибн Русте смог начертить географические карты Аравийского полуострова, Европы и Африки. Его карты, в сравнении с другими, сделанными в этот период, обладали наибольшей точностью. Поэтому его карты считались государственно важными документами и очень ценными источниками.

Умар ибн Русте был первым географом в истории исламской науки, который оставил письменные описания своих путешествий.

Вместе с рождением ислама, в истории человечество зародилась новая цивилизация. Исламская цивилизация, с момента своего зарождения озаряла весь мир. Именно она вписала золотыми буквами на страницы мировой истории достижения мусульманских ученых.

Амир Исламов