• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как на экране создается миф о Мусульманском монстре

Время чтения: 5 мин
2523

 

статья Джека Шахина

Джек Шахин – известный медиа критик, гуманист, автор книги «Скверные арабы на экранах», раскрывающий преобладание неправильных стереотипов мусульман в американской медиакультуре. Шахин занимается исследованием образов арабов и мусульман в современной попкультуре.

 

Ты можешь спокойно ударить араба, ведь они – враги и злодеи, тогда, как ты не можешь сделать этого c евреем и уже не сможешь сделать этого с афроамериканцем.  – Сэм Кин, «Лицо врага». В 1918 году американской киноаудитории был презентован фильм с первым экранным образом скверных арабов. «Тарзан – приемыш обезьян» – первый из шести фильмов о Тарзане, очерняющих арабов. Зрители наблюдали, как безжалостные арабские рабовладельцы избивают африканских рабов и применяют грубую силу по отношению к похищенному англичанину,  «приговоренному к десяти годам мук», размахивая пистолетами и тряся своими нечесаными бородками. Такой вот дебют.

Три года спустя на экраны выходит фильм «Шейх» (1921) Рудольфа Валентино. В умах зрителей формируется второе устойчивое представление об арабах. Мало того, что они грубые и сумасбродные, так еще вдобавок эти арабы похотливы и ненасытны. «Когда араб видит женщину, которую хочет, он берет ее» - обещает интригующий слоган на постере фильма.


В течение сорока лет я наблюдал такие образы арабов и мусульман более чем в 1200 фильмах и сотнях телепрограмм, начиная от драм и документальных фильмов, заканчивая комедиями и мультфильмами. Я обнаружил, что антиарабские и антимусульманские стереотипы имеют длительную сложившуюся историю в американской попкультуре. Постоянно  повторяясь, эти разрушающие образы и картинки управляют мыслями и чувствами зрителей, заставляя расти гневу и неразумности по отношению к мусульманам. Не надо заблуждаться: вымышленные рассказы имеют свойство искажать реальность. Как сказал философ Николло Макиавелли: «Большое количество людей больше зависимы от того, что кажется, чем от того, что есть на самом деле».

Представления американцев об арабах и мусульманах удивительным образом остаются неизменными на протяжении десятилетий. Несмотря на разнообразие арабской и мусульманской жизни, экранные арабы и мусульмане появляются в большинстве случаев в одном и том же амплуа. Арабская женщина в большинстве случаев безмолвная и покорная марионетка, облаченная в черное, бесприкословно выполняющая требования своего хозяина-мужа. Арабские мужчины – это бандиты-бедуины, зловещие шейхи, комичные клоуны и террористы, размахивающие оружием. Когда читатели открывают страницы «Священного террора» - графического романа, созданного сценаристом и художником Фрэнком Миллером - они открывают для себя жаждущих крови мусульман. В романе Джона Бакена «Зеленая мантия» «ислам – воинственная вера, а мулла стоит у минбара с Кораном в одной руке и шпагой в другой».

Более того, несмотря на устойчивость этих представлений, последнее десятилетие принесло сильные и важные изменения в изображении мусульман и арабов в Америке. Кульминационным моментом стало событие 11 сентября, когда из-за 19 членов (террористов) Аль-Каиды погибло около 3000 американцев. Это жестокое, спланированное нападение, главной целью которого было навести ужас, как кинематографический, так и реальный, и впоследствии представления и фантазии американцев (об арабах) начали переходить с экрана в жизнь.

Вдобавок угрозе от арабов, прибавилась мусульманская угроза, и так как она материализовалась, страх начал расти. В то время как антиарабские и антимусульманские образы стали частью американского фанатизма, арабы и мусульмане стали главными призраками самых параноидальных фантазий. Раньше они были призраками откуда-то оттуда, сейчас они стали ближе, превратились в суперзлодеев в действующей борьбе добра и зла.


Вышедший в 1977 году 60-минутный фильм «Арабы наступают» предупреждает своего зрителя, что идет процесс вторжения арабов на территорию Америки через изображение того, как они покупают предприятия и земли США. В 1990 The National Review озвучил схожую тревогу в своей статье, озаглавленной «Мусульманы идут! Мусульмане наступают!», с рисунком грабителя на верблюде. Сегодняшние медиамейкеры изображают «своих» мусульман на рассеченных американских флагах с лозунгами «Мусульмане здесь. Они уничтожат нас!». Все поменялось в одночасье или так нам показалось, множество программ стали показывать американских мусульман и американцев с арабскими корнями как террористов. Медиаиндустрия используют страх и волнения после событий  9/11 в материальных целях, для поднятия рейтинга, обрабатывая и гипнотизируя умы разных слоев населения, не осознавая притом, что, тем самым порождает огромное оружие ненависти и гнева. Такая паранойя имеет долгую и негативную историю в стране. Работающая на враждебность и желания меньшинства параноидная система вытиснула многие наши самые ужасные страхи, на смену которым пришла «зеленая угроза».

Интересно, что в обществе, где 62 % американцев никогда не встречали мусульман, бытуют такие стереотипы.  Когда экран является посредником-представителем мусульман, стоит ли удивляться, что 49% американцев думают, что ценности ислама расходятся с ценностями американцев. Или что 45% американцев говорят, что чувствовали бы неудобство, если будет мечеть рядом с их домом. Продолжительный шквал экранных образов осложняет некоторым американцам принятие истинных мусульман в свое общество.

Ведь экран всего лишь посредник между зрителем и чьим-то воображением. Мы не бесчувственные и безрассудные куклы, чтобы копировать и принимать уже сформированную точку зрения. Мы – прежде всего мыслящие разумные люди, способные адекватно оценивать ситуацию. Знакомиться и узнавать чье-то мнение – это одно, но мыслить, решать принимать или не принимать ту или иную точку зрения - это уже следующий этап, отличающий нас от животных.

Может показаться, что невозможно освободиться от этих стереотипов. Готовность изменить это зависит от стойкости нашего общества. Я верю, что эти злобные неправильные образы будут разрушены, времена сменят стереотипы. Молодые ученые и творческие личности пойдут по пути создания новых находчивых не заезженных образов, которые изобразят мусульман ни святыми и ни дьяволами, а как обычных людей со своими сильными сторонами и слабостями.

Социальные комментарии Cackle