• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Все марши – турецкие

Время чтения: 4 мин
6432

Кроме многочисленных военных изобретений, которые европейцы позаимствовали у османов, особняком стоит военная музыка и военные оркестры.

Такая музыка имеет давнюю традицию. Еще китайцы 2500 лет назад создавали специальные оркестры из множества барабанов и флейт, которые двигались впереди наступающей армии, и которые можно было слышать задолго до появления войск  в зоне видимости. В древних китайских хрониках сохранились свидетельства очевидцев, которые сообщали, что их звук напоминал приближающийся ураган и подавлял моральный дух противника и его готовность к сопротивлению. Это было вполне в духе трактата об искусстве войны «Сунь-цзы», который предписывал побеждать, не прибегая к сражению. Чувствуя мощь приближающейся армии, противник предпочитал сдаться и сохранить свои жизни.

Турки-османы познакомились с подобной музыкой в 14 веке. Основатель династии Осман-бей, именем которого было названо будущее государство, одержал множество побед в Анатолии и послал военную добычу султану, своему номинальному властелину. Это так обрадовало султана, что он сделал Османа правителем всех завоеванных территорий и приказал своему военному оркестру сыграть что-нибудь, чтобы позабавить сурового воина.

С тех пор военный оркестр (мехтер) стал частью османской армии и строгими правилами было определено когда, где и что он должен играть.

Во времена расцвета Османской империи военная музыка достигла высот своего развития и использовалась не только на поле боя. Военные оркестры играли во время церемонии опоясывания нового султана мечом Османа, а также давали концерты в его официальной резиденции и других местах.

Руководитель оркестра и его помощники  носили огромные белые чалмы, особые длинные жёлтые  рубахи, стянутые поясами  и красные штаны, поверх которых надевался широкий красный плащ и желтые туфли, а музыканты – синие тюрбаны, синие плащи, красные штаны, длинные желтые рубахи с поясами и красные башмаки.

Оркестр обычно выстраивался полукругом с дирижёром в центре.

Различные официальные лица имели собственные мехтеры с разными наборами музыкальных инструментов. Обычно они состояли из саза (тростниковой флейты), цимбалов (струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами, что-то вроде  гуслей), барабанов различных типов, зурны (трубы типа кларнета или гобоя), бору (трубы) и кёса ( литавров -  пары больших барабанов котлообразной формы). Основным инструментом в оркестре был саз, и количество остальных инструментов равнялось количеству сазов в оркестре.

В султанском оркестре было 12 сазов, у великого визиря – девять, у пашей – семь. У некоторых султанов общее число музыкантов в оркестре доходило до 200 и более. У губернаторов провинций были свои мехтеры.

Большие инструменты в походах  перевозились на слонах, верблюдах, лошадях и ослах вместе со знаменами армии. На маленьких инструментах музыканты играли в походе.

Особенным был стиль маршировки музыкантов на поле боя: они начинали шаг с правой ноги и после третьего шага поворачивали направо и налево, как бы расступаясь и давая войскам дорогу вперед: безоружные музыканты не участвовали непосредственно в бою, но поддерживали дух войск своей музыкой.

В ходе постоянных войн с турками европейцы, в первую очередь, австрийцы, переняли обычай вводить войска в бой под музыку военных оркестров, и в дальнейшем он распространился  по всей Европе. Европейские военные пошли дальше: они додумались все команды офицеров дублировать звуковыми сигналами труб, флейт и барабанов, так как в шуме боя невозможно было слышать человеческий голос. Под барабанную дробь совершали перестроения и открывали огонь, по звуку трубы собирали под знамёна рассеявшихся солдат, шли в наступление и отступали.

Музыканты, таким образом, выполняли ту функцию, которую в современной армии выполняют связисты.

Кроме этого барабаны и флейты задавали темп движения наступающих войск,  поддерживая ритм строевого шага.

Турецкая военная музыка оказала влияние и на европейских композиторов. Так, например, знаменитый «Турецкий марш» Бетховена написан под влиянием музыки мехтеров, в Девятой симфонии он использовал звук турецких барабанов и зурны. Еще один «Турецкий марш» написал другой не менее известный композитор Моцарт, а австрийский композитор и исполнитель  Глюк включал турецкую музыку в свой репертуар.

Итальянский дирижер Джузеппе Доницетти проработал в османских военных оркестрах много лет. Без сомнения он оказал большое влияние на своего брата – известного   оперного композитора Гаэтано Доницетти, в музыке которого встречается немало аллюзий на мотивы, исполняемые мехтерами.

В республиканской Турции все, что напоминало об османском  прошлом, не приветствовалось. Это касалось и военной музыки. Однако в 1952 году мехтер был создан при Военном музее и сейчас можно услышать османские марши в его исполнении в определенные дни перед музеем и около дворца Топкапы – бывшей официальной резиденции султанов, также превращённой в музей.

Для привлечения публики музыканты одеты также,  как одевались  их предшественники во времена Османской империи.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle