• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Гребенские татары: история татар Чечни

Время чтения: 3 мин
1439

Мало кто знает о существовании на севере Чечни татарской общины, история которой насчитывает вот уже несколько веков. От названия станицы Гребенской в которой они проживают, их принято назвать «гребенскими татарами», а также иногда их называют «чеченскими татарами».

Они представляют собой малоизученную этническую группу внутри татарского народа, однако интерес к ним с каждым годом растет.

Начнем с истоков появления татар в Северной Чечне. По одной версии, это случилось еще во времена Каспийской экспедиции Петра I в 1722–1723 годах, когда татары, работавшие в качестве переводчиков в армии русского императора, после окончания военной кампании остались жить в терских станицах – Щедринской, Гребенской, а также в городе Кизляре, который в XVIII веке являлся главным русским центром на Кавказе. Постепенно татары перешли в казачье сословие и стали частью Гребенского казачьего войска.

Есть также версия, что чеченские татары – это рекруты, которые отказались воевать на стороне русской армии против имама Шамиля и перешли на сторону имама, осев в горах в Веденском районе. Там по сей день находится село Гъазанлы, то есть «Казанлы», что означает «казанские».

После капитуляции Шамиля в 1859 году русское правительство разрешило им поселиться на берегах Терека. Так в музее станицы Гребенской хранится особый экспонат – сабля татарского воина, сражавшегося на стороне имама Шамиля.

Однако, судя по всему, татары здесь появлялись по разным причинам, и была не одна, а несколько волн заселения. Поэтому имеют право на существование разные версии появления татар в том крае.

В 1870 году все татары из Кизляра (татары называли «Кызлар-Кала») и станицы Щедринской (татары называли «Карчыга») переселились в станицу Гребенскую (до 1908 года называлась станица Новогладковская). Татары ее по сей день называют – Яңа-Кала, что означает «новый город» или «новая крепость».

Народы ислама в России

Скорее всего причина переселения была в религиозных нуждах, так как в станице находился большой магометанский молельный дом (мечеть). Здесь татары поселились компактно и образовали свою небольшую Татарскую слободку.

До второй половины XX века в станице жили в основном русские (казаки), татары и кумыки. Лишь после начала возвращения из депортации в 1950-х годах здесь появились первые чеченцы. Так как им запрещалось возвращаться в горные аулы, они стали селиться на равнинной части Чечни, в том числе в станице Гребенской.

В те тяжелые годы именно местные татары стали делить с ними свой кров и обеспечивать пищей, пока чеченцы строили свои новые жилища. Сейчас чеченцы составляют большинство в станице, а их пожилое поколение до сих пор благодарно татарам.

По данным переписи 2010 года всего в станице Гребенской проживало 6227 человек, из них: 5316 чеченцев, 594 татар, 175 кумыков, 95 русских и другие национальности. Однако татар численность могла быть намного больше.

Причиной уменьшения численности татар являются трагические события в 1990-х–начале 2000-х годов, связанные с военными действиями в Чечне.

Так в конце 1990-х и начале 2000-х годов часть гребенских татар переселилась в Саратовскую область, где они до сих пор компактно живут (примерно 150 человек, 40 семей) в поселке Совхоз имени 15-летия Октября. Также есть небольшие группы гребенских татар в Астрахани и на севере Тюменской области.

История татар в Кыргызстане: жизнь вдалеке от родины

Хотя в Саратовской области их иногда называют «чеченскими татарами», они сами предпочитают название «гребенские татары», а их самоидентификация тесно связана с казанскими татарами.

Даже в советское время чтобы отличать их от крымских татар и не подвергнуть депортации было принято решение в их паспортах указывать «казанские татары».

У гребенских татар сформировался особый диалект татарского языка, который включает множество слов из чеченского, кумыкского и ногайского языков. В станице татары построили отдельную ханафитскую мечеть, так как и чеченцы, и кумыки придерживаются шафиитского мазхаба.

Они строго соблюдают мусульманские традиции, не употребляют спиртное, регулярно совершают намазы в мечети, а также переняли у соседей ряд кавказских обычаев.

Таким образом, многовековые (почти четыре века) отношения между гребенскими татарами, чеченцами и казаками демонстрируют глубокий уровень взаимопонимания, дружбы и взаимопомощи.

Гребенские татары остаются важной исторической и культурной составляющей Северной Чечни, сохраняя свою уникальную идентичность, язык, религиозные традиции и обычаи.

Дружба народов в России и значение мусульман в истории страны

Социальные комментарии Cackle