• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Кайруан: почему один из самых важных городов Магриба разрушен

Время чтения: 7 мин
1763

В середине VII века арабы достигли вод Средиземного моря, на территории которого тогда властвовала Византийская империя. Подобно тому, как море было полем силы для византийского флота, так и пустыня стала для арабов альтернативным, соперничающим царством. Именно отсюда их влияние в скором времени распространится на Северную Африку и южную Европу.

Колыбель североафриканской арабской культуры

А начиналось всё с не очень большого города Кайруан, который сегодня расположен в центре Туниса. На протяжении четырёх столетий он был ведущим связующим звеном между востоком и западом Северной Африки, столицей власти и колыбелью североафриканской арабской культуры, которая сохранилась и по сей день.

Арабам-мусульманам потребовалось около 50 лет, чтобы занять главенствующее положение в центральной части Северной Африки, которую сами они именовали аль-Магриб аль-Адна, а римляне называли Ифрикия (сегодня эта территория включает в себя западную Ливию, Тунис и восточный Алжир. Византийцы со своей крепостью в Карфагене правили побережьями. Внутри страны оазисы контролировали берберские племена. Арабский генерал Амр ибн аль-Ас, посланный взять под контроль Александрию в 643 году н.э. аккурат через 11 лет после смерти Пророка Мухаммада (с.а.с.), принял решение продолжить свой путь на запад.

С ним был племянник, молодой офицер по имени ‘Укба ибн Нафи. Согласно арабским источникам, Ибн аль-Ас послал своего племянника по крайней мере в один рейд на юг, в центральную Ливию. Хотя арабская армия не смогла удержать ни один из прибрежных портов и городов, опыт Ибн Нафи оказался ценным.

Двадцать семь лет спустя халифат, к тому времени базировавшийся в Дамаске, решил возобновить кампанию в Северной Африке. Одной из его целей было создание постоянной базы. Возглавить эту операцию предстояло Ибн Нафи.

Единственная мусульманская цивилизация, названная в честь женщины
Ислам существует в Африке настолько долго, что некоторые ученые, такие как американский исследователь Дуглас Э. Томас, утверждали, что это традиционная африканская религия.
20.01.2021
4153

Сосредоточие мысли и науки

Место, выбранное Ибн Нафи, находилось на внутренней равнине в одном дне пути от моря – на безопасном расстоянии от византийского флота и на таком же отдалении от гор, где укрывались берберские племена, которые вступали в союз с арабами и сражались с ними. Ибн Нафи назвал эту территорию аль-Кайраваан, что в переводе на русский означает «гарнизонный лагерь». Арабские историки утверждают, что это место ранее было заселено как римлянами, так и византийцами, но со временем пришло в упадок.

Это оказалось разумной стратегией. Построив здесь большую мечеть и правительственный дом, именно из Кайруана 12 лет спустя Ибн Нафи с арабской армией двинется дальше на запад. Некоторые источники утверждают, что он даже смог достичь марокканского побережья.

Хотя он попал в засаду и был убит по возвращении в Кайруан соперниками-берберами, его неожиданный успех помог лидерам, которые последовали за ним, предвидеть, что станет дальнейшим расширением мусульманской арабской власти.

Кайруан стал штаб-квартирой и важным узлом, соединяющим остальную северную Африку и, после арабского завоевания Иберии в 711 году, Европу. Распространение ислама и последовавшие за ним культурные влияния превзошли влияние любой прежней цивилизации.

Дом правителя, который построил Ибн Нафи, просуществовал недолго. А вот возведённая им же мечеть действует и сегодня, являясь самой старой во всей Северной Африке. Минарет этой мечети очень сильно повлиял на архитектурные традиции на западе и севере. Так, в Кордове, Испания, оригинальный минарет мечети XI века напоминает минарет кайруанской мечети: три квадратных кубовидных слоя, увенчанных куполом. 32-метровый минарет Великой мечети по-прежнему остаётся самым высоким зданием в Кайруане, к нему ведут все главные улицы в городе.

В конце X века арабский географ аль-Мукаддаси описывал Кайруан как «более привлекательный, чем Нишапур, более крупный, чем Дамас [Дамаск], более престижный, чем Исфахан. Его вода нехороша, поэтому её сбор осуществляется путем хранения дождевой воды в резервуарах».

Аль-Мукаддаси описывал самую передовую на тот момент систему водоснабжения в любом современном исламском городе: столетием ранее Аглабиды построили 15 круглых бассейнов за пределами городских стен и заполнили их дождевыми водами. Самый большой бассейн был 128 метров в диаметре и почти пять метров в глубину. В его центре располагалась восьмигранная башня, где могли отдыхать члены королевской семьи и высокопоставленные чиновники.

Историки уверяют, что особое значение города Кайруан в том, что именно он является «первой точкой культуры» исламской Северной Африки в религии, науке, праве и архитектуре. Именно в Кайруане в начале 800-х годов был основан первый университет на африканском континенте. Хотя он никогда не носил официального названия, но нельзя отрицать тот факт, что он повлиял на старейший постоянно действующий университет в Марокко – аль-Каравийин. У истоков этого университета, распахнувшего свои двери в 859 году, стояла женщина из рода ибн Нафи – Фатима аль-Фихри. На востоке, в Египте, династия Фатимидов создала в 970 году свой университет по образу кайруанского – аль-Азхар. Помимо этого, уже в IX веке в Кайруане функционировал свой собственный Дом Мудрости (Байт аль-Хикма), который помог сделать город маяком знаний.

Дом мудрости (Байт Аль-Хикма): история одного из центров знаний человечества
Дом Мудрости, также известный как Большая библиотека Багдада, являлся крупнейшим академическим и интеллектуальным центром не только государства Аббасидов но и всего Средневекового мира. Именно период расцвета Дома Мудрости называют Золотым веком ислама.
16.09.2020
7492

Падение города и внесение в список ЮНЕСКО

Испанский историк XVI века Луис дель Мармоль Карвахаль писал, что «в древние времена люди со всей Африки приезжали в этот университет [в Кайруане], точно так же, как французы едут в Париж, а испанцы – в Саламанку, а писатели и врачи хвастались, что учились там».

Такой обмен умами и людями происходил не только с арабским исламским миром, но и с Европой. К примеру, торговля способствовала расширению отношений с африканским городом и стимулировала расширение знаний и художественных веяний. Город стал своеобразной лабораторией религий и культур.

Арабский писатель аль-Якуби в конце IX века отмечал присутствие в Кайруане арабов из Курайша, Мудара, Рабии, Кахтана и других племён; персов из Хурасана и многих других. Неудивительно, что Кайруан очень скоро обрёл популярность среди географов и историков. Есть даже мнение о том, что Кайруан – четвёртый священный город ислама.

Географ X века Ибн Хавкаль, автор «Китаб фи сурат аль-ард», считал Кайруан одним из самых важных городов Магриба и ставил его выше всех других. В этом он опирался на его богатство, красоту зданий и рынков, популярность торговли. При этом Кайруан также был сосредоточием административной власти всего Магриба, именно здесь происходили сборы налогов и базировалась правительственная резиденция.

Столетие спустя географ аль-Идриси из аль-Андалуса описал город словами, очень похожими на слова Ибн Хавкала: «Этот город – мать всех метрополий и столица этой страны. Это был один из самых важных городов Магриба. В своё процветающее время здесь было триста бань, большая часть из которых находилась в частных домах, а остальные были открыты для публики. Теперь всё это полностью разрушено и обезлюдело».

Как же произошло, что цветущий город, привлекающий не только торговцев и путешественников, но и людей учёных, жаждущих знаний, превратился в разруху? В X веке конкуренцию Кайруану стали составлять такие растущие города, как Тунис, Марракеш, Фес, Тлемесен и другие. Сказывались и династические конфликты. Население Кайруана постепенно уменьшалось, хотя город продолжал оставаться центром паломничества.

В конце X века Фатимидская династия переносит столицу в Каир. Это стало сильным политическим и экономическим ударом по Кайруану. Несколько десятилетий спустя пришла чума, а в 1045 году – государственный переворот, в ходе которого регион откатился в развитии на много веков назад. Никогда больше Кайруан не достигнет прежних высот, хотя именно его наследие и сформировало Северную Африку. Ведь в этом городе была заложена интеллектуальная основа западного исламского мира. Именно поэтому в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в общей сложности было внесено 36 памятников Кайруана, считающиеся «исключительным свидетелем цивилизации первых веков ислама в Северной Африки».

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle