• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О рецептах экономического прогресса А.Баязитова и прогнозах МОТ

Время чтения: 5 мин
2858

В понедельник, 30 апреля в новостной ленте «Би-Би-Си» прошла информация под заголовком «МОТ: уровень безработицы в мире тревожно высок». http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2012/04/120429_rn_ilo_unemploiment.shtml

В ней содержался текст  следующего содержания:

«Международная организация труда (МОТ) предупреждает о тревожно высоком уровне безработицы во всем мире. Создаётся слишком мало новых рабочих мест, заявляют эксперты агентства ООН в своём докладе.

По прогнозам МОТ, мировой рынок рабочих мест вернётся на докризисный уровень не раньше 2016 года.

Особое беспокойство у экспертов МОТ вызывают страны Европы, где ситуация с трудоустройством населения усугубилась из-за программ жёсткой бюджетной экономии.

Высокий уровень безработицы среди молодежи увеличивает вероятность массовых беспорядков в странах Африки и Ближнего Востока, говорится в докладе.»

Первое впечатление от этой новости состоит в том, что по мнению МОТ кризис не кончился и не кончится в ближайшие годы.

Но чем эта новость интересна для нас – мусульман?

Тем, что эксперты МОТ связывают проблемы трудоустройства населения именно с экономией европейскими правительствами средств бюджета на создание рабочих мест.

Правильно ли это? Разве должно правительство искать работу для безработного человека? Разве каждый человек не должен сам себе искать работу?

В этой связи хотелось бы привлечь внимание к книге А. Баязитова «Ислам и прогресс». Она была издана в Санкт-Петербурге еще в 19 веке - в 1898 году. В те годы кейнсианских теорий выхода из кризиса еще не было и государство воспринималось исключительно как собиратель налогов, а отнюдь не как орган, решающий проблемы общества, стимулирующий экономический рост и прогресс. В этой книге, которую мусульманский ученый написал, в том числе и с целью показать, что следование рецептам пророка Мухаммада (с.г.в.) может принести только прогресс, он приводит следующее (приводим текст с сохранением особенностей текста 19 века):

«По преданиям Аннасъ-бену Малика, однажды Мухаммад мир ему и благословение Аллаха), разговаривая со своими собеседниками, заметил, как один здоровый аравитянин просит милостыню. Мухаммад(мир ему и благословение Аллаха) тотчас же спросил его: «нет ли у тебя чего либо в доме?» «Да, есть», отвечал нищий: один ковер, на котором спим и сидим, да чашка,  из которой моемся, едим и пьем. Иди, принеси их мне, сказал Мухаммад(мир ему и благословение Аллаха). Араб ушел к себе и скоро вернулся со своими вещами и вручил их Мухамеду. Взяв вещи в руки, Мухаммад(мир ему и благословение Аллаха) сказал: кто купит их? Я куплю за один дирхям, сказал один из среды собеседников. Не найдется ли кто-либо из вас, который прибавил бы к этому, спросил Мухаммад(мир ему и благословение Аллаха). Я готов дать два дирхяма, сказал другой из собеседников. Взяв два дирхяма и отдавая их аравитянину, Мухаммад(мир ему и благословение Аллаха) сказал: «иди на базар, купи на один дирхям пищи и накорми семейство, на другой купи топор и принеси его ко мне».

Выслушав все это, нищий исполнил в точности данное ему приказание и пришел к Мухаммаду(мир ему и благословение Аллаха) с топором в руках. Взяв от него топор, Мухаммад(мир Ему и благословение Аллаха) сказал ему: иди, руби дрова и носи их на базар, займись этим промыслом, да чтобы не видел я тебя в течение пятнадцати дней. Следуя благим советам пророка, нищий принялся за рубку дров; в течение пятнадцати дней он заработал десять дирхямов и накупил на них пищи и одежды для своего семейства. Тогда Мухамед сказал ему: не лучше ли это для тебя, чем придти тебе в дни страшного суда с черным пятном на лице, свидетельствующим о прошении тобою подаяния, смыть которое никто не будет в состоянии кроме огня.

Из вышеизложенного ясно видно, как заботился Мухаммад(мир Ему и благословение Аллаха) о прекращение нищенства и в тоже время указывал путь для отверженных от общества людей.»

Вот именно такой вывод делает А.Баязитов – о том, как правитель мусульманского государства заботился о том, чтобы сделать нищих и безработных людей обеспеченными и занятыми. Ведь если уж сам Пророк (алейхи соляту ва Салям) не пожалел времени для этого – значит это действительно серьезная проблема.

Лишь через несколько десятилетий после издания книги А.Баязитова «Ислам и прогресс», Джон Мейнард Кейнс стал утверждать, что именно государство должно решать проблемы экономики. Западный мир воспринял эти идеи, сегодня «кейнсианские» рецепты выхода из экономического кризиса на основе вмешательства государства описаны в учебниках. Но нигде это вмешательство государства в экономику не упоминается рядом с именем Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)).  

В Российской Федерации несколько лет назад государство, беспокоясь о возможных последствиях кризиса 2008 года начало стимулировать население к развитию малого предпринимательства, выделяя средства из бюджета. Тогда человеку, представившему небольшой план развития выделялось по 60 тысяч рублей. Кто-то купил телят и после откорма продал их с выгодой, кто-то занялся разведением кроликов, кто-то использовал деньги по-другому. Соответствовали ли эти действия государства Сунне Пророка (мир Ему и благословение Аллаха)?  

Тогда же, несколько лет назад государство особенно активно стало развивать бесплатные программы переобучения безработных, обучения лиц старшего возраста компьютерной грамотности, создавать университеты для лиц старшего возраста. Эти программы действуют и сейчас. Соответствуют ли эти усилия Сунне Пророка (мир Ему и благословение Аллаха)?

Такие схемы поощрения предпринимательства уже много десятилетий использовались в странах западного мира. Там, в соответствие с названием книги А.Баязитова «Ислам и прогресс» они вели к экономическому развитию и прогрессу.

Но много ли мы знаем стран исламского мира, в которых правительства делают такие же значительные усилия для преодоления безработицы, как в странах западного мира? Внимательно ли там изучают Сунну – основу экономического прогресса?   

Социальные комментарии Cackle