Реклама
Общество

Исламский закят и светский налог, история вопроса, факты и выводы - в журнале «Налоговая политика и практика»

10550
Исламский закят и светский налог, история вопроса, факты и выводы - в журнале «Налоговая политика и практика»

Исламский закят и светский налог, история вопроса, факты и выводы - в журнале «Налоговая политика и практика»


Вероятно ни Карл Маркс, ни Адам Смит не могли бы понять концепцию экономической модели, основанной на канонах исламской религии в свое время. Но в 21 веке экономисты и финансисты первого ряда, а также и государственные правители с доминирующими экономиками присматриваются и внимательно изучают из множества вариантов исламскую модель в экономике и сопредельных сферах.

В то время, как исламская модель экономики для шариатских государств естественна и привычна, как четки и голос муэдзина, цивилизованный светский мир пытается примерить основы Ислама в государственной экономике к своему лекалу. И это не пропаганда исламской религии, но и не отрицание ее, как одной из ведущих мировых конфессий.

Российский федеральный научно-информационный журнал «Налоговая политика и практика»  статью «Исламские налоги в системе налогообложения мусульманских стран» опубликовал в 2007 году.

Объективность в издательской политике не подвела главного редактора, профессора Паскачева А.Б. Интерес к исламской концепции в государственном секторе экономики возрос. Применение ее на практике вывело турецкую экономику в лидирующие позиции.

Российские новостные агентства сообщили: «Весной 2013 года в столице Татарстана Казани состоится пятая Международная конференция «Исламская экономика и торговля». Данное мероприятие решено провести 15-17 мая в рамках пятого Международного Саммита экономического сотрудничества России и стран ОИС – KAZANSUMMIT 2013.

Дорогие читатели Islam Today, предлагаем ознакомиться и изучить интересный научно-прикладной труд об исламском налогообложении («Налоговая политика и практика» (№ 6/2007).  Ведь Ислам - религия знаний.

***

Исламский закят и светский налог, история вопроса, факты и выводы - в журнале «Налоговая политика и практика»

Исламский закят и светский налог, история вопроса, факты и выводы - в журнале «Налоговая политика и практика»


Исламские налоги в системе налогообложения мусульманских стран

Среди исследователей так и не сформировалось единое мнение о том, какие налоги могут быть отнесены к числу исламских. По нашему мнению, речь должна идти о налогах, которые существовали во времена Пророка Мухаммада и о которых имеется прямое или косвенное упоминание в Коране и/или Сунне.

Общепринято считать исламскими налогами закят (очистительный налог); его разновидности ‘ушр (десятина) и закят аль фитр; джизию и харадж (поземельный налог), а также ганиму (военная добыча), хумс (1/5 военной добычи) и фай’ (любое имущество, получаемое мусульманами мирным путем)[1], хотя практически все они имеют доисламское происхождение.

В современном мире лишь закят и его разновидности ‘ушр и закят аль-фитр сохранили свое значение в качестве обязательных регулярных платежей. При этом они зачастую выполняют функции, которые не были свойственны им при Пророке (мир ему). Например, закят аль-фитр не считался в халифате таким же значимым налогом, как закят, тем не менее в ряде стран (Малайзия, Йемен) он давно выполняет функции одного из основных налогов.

В среде шиитов функции главнейшего мусульманского налога выполняет хумс, зачастую дублируя и подменяя собой закят. Сунниты же не признают хумс в качестве основного мусульманского налога.

Харадж, как средневековый поземельный налог нигде в современном мире не взимается, но в ряде местностей это название сохранилось за некоторыми местными налогами.

В Средние века ‘ушр имел, по меньшей мере, три значения. Прежде всего под ‘ушром понимался налог с продуктов земледелия, полученных с земель, не подлежавших обложению хараджем. В этом смысле ‘ушр выступал как разновидность закята. Однако на практике лишь единицы получали право платить ‘ушр вместо хараджа. Таким образом, мусульманин — владелец так называемой хараджной земли должен был платить не только поземельный налог, но и ‘ушр. Кроме того, с ‘ушровых земель, орошаемых искусственно, взималась 1/20 часть урожая.

В двух других значениях ‘ушр употреблялся, как правило, во множественном числе - ‘ушур. Под ‘ушуром понималась торговая пошлина (1/10 цены товара), взимаемая с купцов, которые не были ни мусульманами, ни зиммиями[2], а также все торговые сборы с мусульман помимо закята.

Подобно закяту, ‘ушр в наши дни не может подменить собой все сельскохозяйственные налоги.

Исламский закят и светский налог, история вопроса, факты и выводы - в журнале «Налоговая политика и практика»

Исламский закят и светский налог, история вопроса, факты и выводы - в журнале «Налоговая политика и практика»


Исторический аспект

Налоговая система средневекового мусульманского государства не исчерпывалась указанными платежами: уже в первом веке хиджры расширение круга облагаемых закятом объектов (облагались, например, лошади, полезные ископаемые) не могло удовлетворить потребности стремительно расширявшегося халифата. Так, халиф ‘Умар б. ал-Хаттаб (634—644) ввел пошлины (‘ушур) с торговцев, варьировавшиеся от 1/40 до 1/10 цены ввозимых товаров (в зависимости от их вида и религии купцов).

В дальнейшем, особенно в эпоху ‘Аббасидов, число налогов существенно возросло[3]. Как свидетельствуют историки, в Египте при Фатимидах все было обложено налогами, за исключением, пожалуй, воздуха[4].

Многие мусульманские правители, не задумываясь, вводили новые налоги и сборы. Некоторые из них по своей сути не могли считаться законными даже в экстраординарных случаях: например, взимавшийся в Месопотамии налог на вино (джибайат ал-хумур) (отменен везиром ‘Али ибн ‘Исой (умер в 946))[5].

Поскольку бюджет набиравшего мощь и вместе с тем погружавшегося в роскошь халифата требовал новых поступлений, перед мусульманскими правителями уже не стоял вопрос, вводить или не вводить новые налоги помимо уже существовавших, да и большинство мусульманских правоведов соглашались с необходимостью введения дополнительных, не предусмотренных шариатом налогов, если того требовали интересы государства и мусульман.

На протяжении столетий мусульманско-правовой доктриной были выработаны условия введения дополнительных налогов помимо закята.

Эти условия перечисляет  известный мусульманский юрист современности Йусуф ал-Карадави:

1) действительная потребность государства и общества в дополнительных средствах;

2) справедливое распределение налогового бремени;

3) польза обществу от новых налогов;

4) одобрение решения о введении новых налогов авторитетными богословами и правоведами (принцип шура’)[6].

Между тем дошедшие до нас высказывания Пророка не позволяют сделать однозначный вывод о том, одобрял ли он практику пополнения бюджета государства за счет иных, помимо перечисленных в священной книге налогов и сборов. Поэтому мусульманские правоведы руководствуются в данном случае известной правовой максимой: «Что не запрещено законом, то разрешено».

Закят: налог или религиозная обязанность?

Мусульманские авторы с большой осторожностью относятся к данной проблеме, стараясь употреблять по отношению к закяту слова: сбор, платеж, выплата и т. д. и лишь в исключительных случаях — налог.

Турецкий исследователь Сабах ад-дин За‘им выделяет 15 различий между закятом и налогом[7], среди них следующие:

1)                закят — это религиозная обязанность и акт поклонения, имеющие финансовое выражение, а налог — это экономическое и финансовое обязательство;

2)                закят взимается только с мусульман, а налог — со всех граждан;

3)                неуплата налога может быть прощена, а неуплата закята — нет;

4)                ставка, способ выплаты закята в отличие от аналогичных понятий для налога неизменны;

5)                плательщик закята не может претендовать на средства от него, а получение налогоплательщиком средств от уплаченного им налога возможно.

Однако проблему, как нам представляется, не следует рассматривать лишь с точки зрения противопоставления закята и налога. Общепризнанными являются три основных признака налога, позволяющих отличить его от других платежей, взимаемых государством — пошлин, сборов, штрафов: обязательность, индивидуальная безвозмездность и безвозвратность.

Обязательность. В халифате и в некоторых современных мусульманских странах закят был установлен в качестве обязательного платежа, взимаемого государством с определенной категории граждан — мусульман. Государство, как известно, вправе придать любому религиозному предписанию характер обязательной для всех правовой нормы[8].

В наши дни некоторые правоведы сходятся на том, что с немусульман в мусульманских странах необходимо взимать так называемый налог на социальную солидарность, поступления от которого могли бы использоваться на те же цели, что и поступления от закята (например, покрытие долгов неимущих перед смертью или сразу после нее, помощь бедным и нуждающимся, выплата социальных пособий[9]), но применительно к немусульманскому населению[10]. Важной отличительной чертой закята, как было отмечено выше, является то, что государство не может освободить от его уплаты. Юридическая обязательность уплаты закята подкреплена моральной стороной: закят является одной из обязанностей каждого дееспособного мусульманина.

Индивидуальная безвозмездность. Закят взимается с имущества, принадлежащего конкретному человеку. Плательщик закята ничего не получает взамен.

Безвозвратность. Закят, как и любой налог, является безвозвратным платежом. Лицо, выплачивающее закят, не может претендовать на возврат всей уплаченной суммы или ее части.

Что касается формы, в которой взимается очистительный налог (в виде денежных средств или натурой), то решение этого вопроса находится всецело в компетенции государства, если оно объявило закят обязательным платежом.

Важно помнить, что государство при сборе и распределении закята выступает лишь как эффективный посредник между плательщиками и получателями налога. Оно не имеет право использовать полученные средства по своему усмотрению без учета интересов верующих.

Злоупотребления чиновников при взимании и распределении закята при ‘Умаййадах и ‘Аббасидах, а затем и в Османской империи породили в среде мусульманских правоведов сомнения в целесообразности исполнения государством роли посредника в вопросах закята[11].

Примечательно, что в тех странах, где сбором и распределением закята занимаются негосударственные организации, функционирует более эффективная система, чем в странах, где очистительный налог отнесен к компетенции государственных структур[12].

Иными словами, необходимо различать закят как религиозную обязанность каждого мусульманина и закят как один из государственных целевых налогов. Определенные несущественные различия между закятом-государственным налогом и закятом-религиозной обязанностью – неизбежная плата за возможность максимально широкого использования очистительного налога в налоговой системе современного государства. Поэтому здесь мы ограничимся рассмотрением закята как налога, т. е. обязательного государственного платежа, принятого в современном мусульманском мире[13].

Вполне удачным, на наш взгляд, является сравнение закята с отрицательным подоходным налогом[14], когда лица с доходами ниже налогооблагаемого минимума (или ниже прожиточного уровня) получают специальные дотации от государства. Очевидно, что закят, не будучи, строго говоря, подоходным налогом, структурируется в соответствии с указанным принципом.

Исламский закят и светский налог, история вопроса, факты и выводы - в журнале «Налоговая политика и практика»

Исламский закят и светский налог, история вопроса, факты и выводы - в журнале «Налоговая политика и практика»


Опыт введения закята в качестве обязательного государственного налога

Йемен. Единственная страна, где взимание закята фактически не прерывалось со времен Пророка до наших дней. В VIII веке хиджры в Йемен прибыл назначенный Пророком губернатором Му‘аз бин Джабаз, который принялся активно собирать садаку (фактически закят, поскольку на ранних этапах мусульманской истории садака и закят были синонимичными понятиями).

В наши дни закят должны выплачивать все мусульмане, получающие доход или владеющие активами в стране, независимо от их гражданства. Закятом облагаются скот, продукты земледелия, товары и деньги[15]. Статьи расходов из средств, полученных от сбора закята, предусмотрены в государственном бюджете.

Государство собирает также закят аль-фитр обязательный налог по окончании поста в месяц Рамадан.

В Саудовской Аравии закят был введен в качестве государственного налога королевским декретом от 21.11.1950. Ставка налога составляла 2,5%, но уже на следующий год она была снижена в 2 раза до 1,25%. Оставшуюся половину закята (1,25%) налогоплательщики могли по собственному усмотрению передать тем, кто, по их мнению, в этом больше нуждался, т. е. она превращалась в садаку – добровольную милостыню. Это в принципе не противоречило положениям ислама: государство лишь делегировало подданным право самостоятельно распределять часть закята. Только в 1963 году ставка закята окончательно была восстановлена до 2,5%.

Сначала обложению закятом подлежали только подданные Королевства, а с 1956 года очистительный налог стал взиматься и с жителей Бахрейна, Кувейта и Катара[16].

В Саудовской Аравии закятом облагаются продукты земледелия, скот, товары и другие активы, а также доходы врачей, адвокатов, агентов недвижимости и др. Сбор закята в целом возложен на Агентство по закяту и налогам при Министерстве финансов, а  с продуктов земледелия и животноводства закят собирают специальные структуры. За распределение закята отвечает Министерство труда и социального обеспечения.

Пакистан. Введение закята и ‘ушра в качестве обязательных государственных налогов было частью политики исламизации, проводимой президентом Зия-уль-Хаком. В феврале 1979 года проект Ордонанса «О закяте и ‘ушре» был опубликован в официальной прессе для обсуждения и принят 24.06.1979.

В части, касающейся вопросов закята, Ордонанс вступил в силу 20.06.1980, после внесения поправок и специального указания правительства. Действие положений, касавшихся ‘ушра, было приостановлено до 15.03.1983.

Правительство возлагало на данный закон большие надежды. Государственная казна остро нуждалась в средствах, в том числе и на реализацию неотложных социальных программ. Планировалось, что в течение 3 — максимум 5 лет поступления от сбора закята и ‘ушра прибавят в бюджет около 2,9 млрд рупий (290 млн долл. США)[17].

Однако многие граждане Пакистана были недовольны введением закята, особенно когда выяснилось, что очистительный налог будет сосуществовать наряду с прежними налогами и что обложению закятом подлежат банковские депозиты, счета, ценные бумаги, акции, продукция горнодобывающей промышленности[18]. Против введения закята в качестве обязательного налога очень активно выступили представители различных шиитских течений, не без основания полагая, что собранные в их общинах средства пойдут прежде всего в пользу суннитского большинства. Шииты призывали членов общины изымать средства из банков и бойкотировать работу созданных правительством структур по реализации шариатских законов, а также требовали, чтобы закят в их общине собирался не государством, а шиитским духовенством.

Только после долгих консультаций и внесения поправок Ордонанс вступил в силу. Шиитам и другим (несуннитским) течениям было разрешено толковать положения о налогообложении в соответствии с их религиозной традицией.

Главным органом, контролирующим сбор, распределение и другие вопросы, связанные с очистительным налогом, стал Центральный совет по закяту во главе с бывшим или действующим судьей Верховного суда Пакистана. Следующим звеном являются провинциальные советы (председателем должен быть член провинциального Верховного суда), далее идут окружные и районные советы. И, наконец, в каждом населенном пункте с численностью жителей от 1000 до 7000 человек предусмотрено создание местного совета (на январь 2002 года в стране функционировало 39 186 местных комитетов по закяту[19]).

Как и в случае с закятом, введение ‘ушра вызвало недовольство как среди мелких и средних земельных собственников и арендаторов, так и среди крупных землевладельцев. Налогоплательщики требовали ввести прогрессивную шкалу налогообложения с учетом размеров земельных наделов. Подвергся критике и подход, при котором устанавливались разные ставки ‘ушра в зависимости от того, была земля богарной (неполивной) или поливной.

В первый год после введения ‘ушра (1983—1984) было недополучено около 40% средств[20]. В другие годы сумма собранного налога оказывалась столь мала, что в отчетах провинций данные поступления зачастую не указывались. Это объясняется тем, что от уплаты ‘ушра освобождаются лица, получающие средства из фонда закята или собирающие с земли менее 948 кг пшеницы или ее зернового эквивалента (нисаб).

В Ливии, в отличие от Пакистана, банковские депозиты и другие финансовые активы не подлежат обложению закятом. В соответствии с Законом о закяте 1971 года очистительный налог взимается с продуктов земледелия и продукции животноводства (начиная c 1975 года).

Сбором и распределением закята, как и в Саудовской Аравии, занимаются разные ведомства. В законе четко прописаны пропорции распределения собранного закята и его получатели. К примеру, Всемирная организация исламского призыва, занимающаяся распространением ислама и знаний о нем за пределами Ливии, может претендовать не более чем на 30% от собранного в стране закята[21].

В Судане закят был объявлен обязательным государственным налогом законом 1984 года, в который вносились существенные изменения в 1986 и 1990 гг. Наряду с закятом также введен специальный налог, взимаемый с местных немусульман и иностранных граждан, постоянно проживающих в Судане.

Всеми вопросами, связанными со сбором и распределением закята в стране, занимается Палата по закяту и налогам при Министерстве по религиозным делам. Однако долгое время положения закона не могли полноценно применяться по причине внутренних неурядиц. Неудивительно, что закят со скота стал собираться в стране лишь в 1991 году.

Палата по закяту практикует предоставление фермерам беспроцентных кредитов из фонда закята, что в принципе согласуется с позицией большинства современных мусульманских правоведов. После сбора урожая фермеры должны вернуть кредит[22].

Малайзия. Согласно Конституции Малайзии (ч. 2 ст. 74), все вопросы, связанные с религиозными делами (в том числе мусульманским правом и обычаями), отнесены к компетенции штатов. В большинстве штатов приняты законы, рассматривающие закят в качестве одного из обязательных налогов. Однако несмотря на проводимую политику унификации законодательства, посвященного закяту, пока еще сохраняются различия в регулировании процедур взимания и распределения очистительного налога в различных штатах.

Вопросами закята в штатах занимаются местные исламские религиозные советы. В их структуре предусмотрены специальные подразделения (байт ал-мал), департамент по закяту, комитет по закяту и т. п. Координацию подразделений на федеральном уровне осуществляет Отдел координации байт ал-мал при Департаменте исламского развития Малайзии, имеющем статус федерального агентства, подотчетного премьер-министру страны.

Закят в Малайзии полагается выплачивать с продуктов земледелия, товарных запасов, сбережений, других материальных ценностей и заработной платы. Однако, поскольку лица, отвечающие за сбор закята, не имеют доступ к информации о доходах и активах налогоплательщиков, в обязательном порядке закят уплачивается фактически только с видимых активов.

Кроме того, в Малайзии давно взимается в качестве обязательного платежа закят аль-фитр, который, по мнению представителей шафи‘итского мазхаба, является разновидностью закята с видимого имущества (амвал захир)[23].

Таким образом, во всех без исключения мусульманских странах исламские налоги (прежде всего закят) не являются стержнем налоговой системы. К примеру, подоходный налог, по ряду параметров дублирующий закят, существует во всех странах, где введены исламские налоги. Например, в Пакистане, где в 2001 году был принят Ордонанс о подоходном налоге, лицо, уже уплатившее подоходный налог через работодателя, все равно выплачивает закят, если помещает полученную зарплату на депозит в банке.

 

Об авторе:

Р. И. Беккин, старший научный сотрудник Института Африки РАН, кандидат юридических наук


[1] Строго говоря, ганима, хумс  и фай’ с формальной точки зрения не могут считаться налогами.

[2] Зиммии, или ахл аз-зимма, – признающие власть мусульманского правителя иноверцы, получившие покровительство мусульман, выражающееся в гарантии неприкосновенности личности и имущества и защите от внешних врагов.

[3] Подробнее об исламских налогах в Средние века см.: Беккин Р.И. Исламская экономическая модель в мусульманском мире: некоторые исторические факты // Проблемы современной экономики. 2004. № 4 (12). С. 272—274.

[4] Абу-л-‘Аббас ал-Макризи. Китаб ал-мава‘из ва-л-и‘тибар би зикр ал-хитат ва-л-асар (Книга увещаний и назидания в рассказе о кварталах и памятниках). – Булак, 1270 (1853). Т. 1. С. 103 // Цит. по: Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 126—127.

[5] Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 126.

[6] Yusuf Al Qardawi. Fiqh al Zakah: A Comparative Study of Zakah, Regulations and Philosophy in the Light of Quran and Sunnah. Jeddah, 2000. Vol. II. P. 300—303.

[7] Sabahaddin Zaim. Recent Interpretations of the Economic Aspects of Zakah // Management of Zakah in Modern Muslim Society. Jeddah, 2000. P. 110—111.

[8] В Германии, например, существует так называемый религиозный налог, который составляет 9% от подоходного налога и направляется в пользу той общины, к которой принадлежит плательщик. Атеисты и лица, официально вышедшие из церкви, освобождены от уплаты указанного налога. Несмотря на то, что государство берет за подобную услугу большую комиссию, церквам выгоднее использовать государственные ресурсы, чем создавать собственные структуры по сбору религиозного налога.

[9] Mahmound A. Gulaid. Public Sector Resourse Mobilization in Islam // Islamic Economic Studies. 1416 (1995). Muharram (June). Vol. 2, № 3. P. 88.

[10] Yusuf Al Qardawi. Fiqh al Zakah: A Comparative Study of Zakah, Regulations and Philosophy in the Light of Quran and Sunnah. Jeddah, 2000. Vol. I. P. 33—38.

[11] Habib Ahmed. Role of Zakah and Awqaf in Poverty Alleviation. Jeddah, 2004. P. 41.

[12] Там же. P. 123.

[13] В комплексе современных исламских наук отдельно выделяются такие дисциплины, как фикх аз-закят (мусульманско-правовые аспекты закята) и иктисадийат аз-закят (экономические аспекты закята).

[14] Faridi F.R. A Theory of Fiscal Policy in an Islamic State // Readings in Public Finance in Islam. Jeddah, 1995. P. 142.

[15] Подробнее см.: Muhammad Yahya al ‘Adi. Zakah Management and Application in Contemporary Yemen, (Arabic), paper presented at the Third International Conference on zakah, Kuala-Lumpur, 19—22 Shawwal 1410.

[16] В то время эти страны еще не обрели независимость и могли рассматриваться как часть Королевства Саудовская Аравия.

[17] Цит. по: Каменев С. Н. Исламизация экономики Пакистана // Ислам и политика. М., 2001. С. 390.

[18] Другие активы (депозиты в валюте, имущество корпораций, наличные средства и т.д.) облагаются закятом на добровольной основе.

[19] Muhammad Akram Khan. Zakah Accounting and Auditing in Pakistan // Islamic Economic Studies. 1424 (2003). Muharram (March). Vol. 10, № 2. P. 30.

[20] Жмуйда И.В. Формы и методы исламского кредитования в Пакистане // Ислам и политика. М., 2001. С. 410.

[21] Monzer Kahf. Introduction to the Study of Economics of Zakah // Economics of Zakah. Jeddah, 2002. P. 31—32.

[22] Habib Ahmed. Role of Zakah and Awqaf in Poverty Alleviation. Jeddah, 2004. P. 127.

[23] В отличие от закята, закят ал-фитр платит не только глава семьи, но и каждый взрослый ее член, обладающий соответствующим достатком.

Реклама
Социальные комментарии Cackle
Home