• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

На воде писано: древнее искусство эбру

Время чтения: 4 мин
4459

Искусство эбру, подобно своему буквальному значению («эбру» на персидском языке означает «похожий на облака»), вызывает калейдоскоп ассоциаций с миром природы: колеблющиеся волны света или что-то очень похожее на кристаллические узоры льда, покрывающие стекла на сильном морозе, или пшеничное поле, где склоненные в одну сторону колосья качаются всей своей массой на легком ветру.

Искусство эбру ещё называют уподоблением мрамору – созданием рисунка, подобного тому, что существует на натуральном мраморе - с прожилками кварца разного цвета. Но исходный материал для этого не камень, а… вода. Воду, помещенную в специальный лоток, с помощью сока растения гевен (Astragalus), горной колючки, которая в изобилии растет в турецкой Анатолии, Иране и Пакистане, загущают и по ее поверхности специальными очень жидкими красками наносят различные изображения, или разводы, напоминающие кварцевые прожилки в мраморе. 

При этом возникают разные оттенки цвета и формы, которые невозможно получить на твердой поверхности. Их можно трансформировать в изображения цветов, деревьев и растений, подобных которым и не существует в природе.

Изображения создаются с помощью кистей (фырчалар), шила (биз) и гребня (тарак).

Созданное на воде изображение затем фиксируется на твердой поверхности, чаще всего, на бумаге. Для этого ее аккуратно укладывают на поверхность воды и через несколько секунд поднимают. Обычно все краски переходят на бумагу, а вода остается совершенно чистой.

У ученика уходят годы, чтобы овладеть, под руководством мастера, всем процессом создания изображения.

В традиционном турецком эбру используют только натуральные материалы: индиго из Пакистана, грунт из Чамлика или Афиюна, дающий глубокие оттенки коричневого и нехимические пигменты, а также желчь.

Появление икусства эбру

Техника эбру зародилась в Центральной Азии, точнее, в Бухаре и оттуда через Иран попала в Анатолию около 15 века.

Узоры мраморной бумаги, которые трудно было подделать стали причиной того, что ее использовали при подготовке важных документов в ранние времена существования Османской империи. Этому также способствовало то обстоятельство, что мастера эбру тщательно охраняли секреты приготовления красок и самой техники рисунка.

Ученикам эти секреты доверялись лишь тогда, когда они доказывали делом, что будут достойными их хранителями, и зачастую лишь по достижении ими зрелого возраста.

После 1453 года Стамбул стал культурным и духовным центром исламского мира как столица халифата. Паломники, направлявшиеся на хадж в Мекку, часто останавливались в столице, внося свой вклад в развитие различных османских искусств и ремесел.

Легенда гласит, что в XVIII веке османский султан, переодетый в простолюдина, встретился с группой узбекских паломников, располагавшихся на холме Султантепе в Ускюдаре. Хаджи поприветствовали незнакомца и впечатлили его своим уважением и гостеприимством. В ответ султан пообещал построить на этом месте текке, обитель дервишей. Здание, которое назвали «Узбек теккеси» было построено между 1757 и 1774 годами во время правления султана Мустафы III. Оно служило не только гостевым домом, но и центром искусств и ремесел.

Покровителем мастеров эбру, живших в «Узбек теккеси», был суфийский шейх Садык Эфенди, который овладел этим искусством в Бухаре. Он передал свои навыки своим сыновьям Назифу и Эсаму.

Эсам-эфенди стал знаменитым мастером эбру за счет своих навыков и поддерживал эту традицию среди насельников дервишеской обители.

Его последователи разработали новые методы эбру, в частности технику изображения цветов и создания комбинированных миниатюр.

И хотя, чтобы стать мастером, надо потратить всю жизнь, интерес к эбру как к виду хобби дает надежду на сохранение этого древнего искусства. (Стоит отметить, что у древнего искусства эбру есть и свои поклонники в России).

Обучение искусству эбру

В Турции существует множество курсов, где учат технике эбру. Есть курсы для начинающих и продвинутых мастеров. Овладение техникой занимает достаточно много времени. Например, длительность полного курса эбру у такого признанного стамбульского мастера как Садретдин Узчеми – три года.

Окончившему полный курс выдается «иджазатнаме» – сертификат, который не только подтверждает его квалификацию, но и дает право продавать свои работы и обучать других.

В Стамбуле находятся несколько картинных галерей, где выставлены работы древних и современных мастеров эбру. В музее Топкапы находится самый старый из известных образцов живописи в технике эбру, который датируется 1539 годом.

Как пишет в своей книге «Эбру: образы воды» другой мастер эбру Хикмет Барутчугиль – суть этого искусства, так же как и других исламских искусств – поиск знаков Божественной милости в красоте. Как нет предела Божественной милости, так нет и предела в искусстве, хотя есть конечный предел человеческому таланту.

Ильдар Мухамеджанов

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Социальные комментарии Cackle