Рукописный казанский мусхаф Корана: символ развития ислама в России
Коран – это слова Всевышнего Аллаха. Применительно к физическому переплету книги, содержащему в себе исламское священное писание, используют арабское слово «мусхаф». Впервые так были названы рукописные свитки Корана, собранные и записанные после смерти пророка Мухаммеда ﷺ .
Сегодня, когда даже печатные издания заменяют цифровые носители, рукописные книги выглядят как артефакты древности, представляющие ценность лишь в качестве музейных экспонатов или объектов исследования. Однако, несмотря на современные тенденции, в конце 2021 года в Казани начался проект по подготовке рукописного Корана.
Столица Татарстана издавна является одним из центров исламской цивилизации. Именно в Казани в начале XIX века впервые был издан печатный мусхаф Корана, подготовленный мусульманами. Печатная версия священной книги, получившая название «Казан басма», обрела широкую известность не только в исламском мире, но и за его пределами. Тем не менее, до сих пор в Казани не было своего рукописного мусхафа. Работа, призванная исправить положение, началась в честь 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, по инициативе муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина.
Как отметил муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин, во избежание канонических ошибок казанские специалисты при работе над мусхафом будут опираться на труды Мусы Бигиева «Графические поправки к изданиям Корана» и Шигабутдина Марджани «Полезное и важное», в которых описана методология составления подобных проектов.
Таким образом, опыт подготовки рукописного Корана, существующий в Саудовской Аравии, Турции, ОАЭ, Бахрейне, Кувейте, Катаре, Ливии, Марокко, Пакистане, теперь появится и в Казани. Результатом работы станет мусхаф, написанный трудом местного хаттата (то есть, каллиграфа) и при участии местного богословского сообщества.
В январе 2022 года многие мусульманские религиозные деятели России стали свидетелями того, как профессиональный каллиграф Артур Писаренко приступает к написанию первой суры «Фатиха» в мечети Кул-Шариф.
Артур Писаренко является учеником известного хаттата, основателя и директора центра арабской каллиграфии и исламских искусств «Ан-Намир аль-Мухаттат» при Российском исламском институте Рамиля Насыбуллова. Артур Писаренко, кроме того, основатель собственной онлайн-школы по арабской каллиграфии и обладатель редкой для России иджазы (то есть, диплома, дающего право преподавать) по исламской науке «аль-Хатт».
Возрождение древнего искусства каллиграфии: в Казани начали писать Коран
«Ильм аль-Хатт» – арабская каллиграфия, глубокое изучение которой позволяет понять, что это не просто искусство, а действительно, настоящая наука. Внутри арабской каллиграфии есть основания начертательной и аналитической геометрии, проще говоря – математические формулы, по которым строятся буквы.
Для каждой буквы установлено свое каноническое написание, но разное в зависимости от стиля – то есть, хатта. В одном стиле хатта может использоваться до ста видов написания одной и той же буквы. Ильм аль-Хатт – наука о свойствах форм букв. Написание букв не по правилам – невежество.
Самый начальный и фундаментальный стиль каллиграфии «сульс», содержащий в себе все правила науки, был разработан исламскими учеными-хаттатами посредством геометрических образов. Имамы-хаттаты также были учеными в геометрии и математике.
Например, Ибн Мукла, каллиграф X века, известен тем, что вложил в «сульс» геометрическое правило золотого сечения – пропорции, позволяющей воспроизвести наиболее гармоничный образ. Математические механизмы, лежащие в основе «хатта», отличают арабскую каллиграфию от других видов изобразительного искусства.
Основной исполнитель проекта рукописного Корана Артур Писаренко считает каллиграфию аутентичным исламским искусством, развивающим особое мышление мусульманина и его идентичность. Искусство современного прозападного мира несет по большей части западные ценности.
Для мусульман может быть интересно обратить внимание на собственное фундаментальное и проработанное на протяжении XIV веков искусство. Артур Писаренко полагает, что в теории, науке можно научиться самому, но с учителем будет намного быстрее.
Занятые «современной» арабской каллиграфией, так или иначе, впитывают западные тенденции в искусстве. Поэтому хаттат Артур считает первоначальным философский подход, ведь дело не в самом хатте, а в его идее. При изучении формул написания букв человек приобщается к исламской культуре, и важную роль играет психологический момент. Кроме того, требования к иджазе включают не только умение хорошо писать, но и нравственную составляющую человека. Если ученик делает свои работы лишь ради мирских дел, он не получает иджазу.
Помимо вышеупомянутых трудов отечественных богословов, специалистам Комиссии по подготовке рукописного Корана предстоит обращаться ко многим первоисточникам и научным исследованиям. Точное и безошибочное написание требует проверки каждой буквы и ее огласовки.
К работе в Комиссии привлечены ученый секретарь Совета улемов Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) Рустам Нургалеев, директор Центра хафизов Корана Абдуррашит Фаизов, специалисты отдела по вопросам Шариата ДУМ РТ, заместитель муфтия, руководитель издательского дома «Хузур» Ришат Хамидуллин и другие.
С самого начала реализации проекта в составе Комиссии дистанционно и очно работает мусульманский ученый из Дубая, богослов, глава Комиссии по подготовке Корана Дубайской международной премии Священного Корана (DIHQA), обладатель наивысшей степени по практике запоминания Корана наизусть, потомок пророка Мухаммада ﷺ шейх Маъмун ар-Рави. Для участия в очередном заседании Комиссии в декабре 2023 года шейх посетил Татарстан по приглашению Камиля хазрата Самигуллина.
Выступая на заседании, шейх Маъмун ар-Рави отметил уникальность мусхафа в том, что он пишется, опираясь на 11 материалов именно по этой направленности, и достаточно большое количество других рукописных и печатных мусхафов в качестве образцов. Рукописный Коран сверяется с наиболее правильными и лучшими источниками.
Шейх выразил надежду, что, если Всевышний Аллах пожелает, казанский мусхаф станет эталоном, с которого можно будет писать будущие мусхафы. В ОАЭ подобный проект реализовывался в течение восьми лет.
На сегодняшний день написаны 320 страниц казанского рукописного Корана, то есть более половины всего текста. Написание одной страницы занимает два дня. Каждая страница сканируется, затем изображение переводится в векторную графику для максимальной точности и качества. Рукописный мусхаф станет основой нового проекта казанских печатных экземпляров Корана. Подготовкой и производством тиража займется издательский дом «Хузур». Рукописный Коран – это большое произведение исламской культуры.
Написание мусхафа будет кульминационным этапом планомерной деятельности ДУМ РТ по служению Корану. Проект представляет высокую научную ценность для российского корановедения и отечественной исламской богословской мысли.
Произведение каллиграфического искусства должно стать первым шагом к возрождению утраченных татарских традиций в исламской науке Ильм аль-Хатт. Кропотливая и усердная работа над реализацией проекта рукописного Корана в Казани является одним из ярких символов развития ислама в Российской Федерации.
Динар Зигангиров