• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Селим-пьяница!": недостойные прозвища и клевета на султанов Османской империи

Время чтения: 6 мин
42095

Османские правители - были теми, которые отдали свои сердца служению исламу. Они защищали святые земли, честь своих подданных, их вероисповедание и нацию. У их завоеваний была лишь одна цель - донесение справедливости ислама. Конечно же, враги не смогли простить им эти завоевания и, как и в любой политике, в ход шли всевозможные методы в попытках свержения нежеланных султанов. Одним из них стало распространение слухов о якобы пьянстве падишахов.

Они не могли обвинить их в прелюбодеянии из-за существования многочисленных наложниц в гареме. Но оклеветать, приписывая им распитие алкоголя, было проще. Этим они желали пошатнуть репутацию набожного правителя перед своим народом, в надежде, что тот его свергнет с престола. Ведь они знали, насколько велики и недопустимы в исламе подобные грехи!

Оттого в работах зарубежных историков, путешественников и художников можно видеть записи и картины, украшенные их фантазиями о роскошной жизни в османских дворцах и гаремах. Но это лишь фантазии, ибо доступ в их личную жизнь, гарем и, тем более, алкоголя во дворец был просто невозможен. Да и можно ли представить, чтобы человек, будучи первым лицом ислама, с детства окружённый серьёзнейшими воспитателями, улемами, шейхами и постоянно находящийся у них на виду, знающий о законодательном запрете спиртного и о наказании за его употребление (к тому же при наличии свидетелей), даже пожелал бы попробовать запретное на вкус?

Не так-то просто грешить подобным, живя в обществе мусульман. Все мы знаем, что это не просто даже при отсутствии действующего шариата. Османы же никогда не возлагали надежд на мирское, утопая в роскоши, а ревностно проводили свои жизни верхом на конях на пути Аллаха.

Клевету о пьянстве распространяли на Султана Мурада IV. Как известно, он был завоевателем Багдада и падишахом, пытавшимся защитить единство мусульман путём разоблачения смут, идущих из Ирана. Тогда шииты, желая унизить его в глазах мусульман, стали распространять слухи о том, что якобы он употребляет спиртное и опиум. Подобная клевета была и в адрес некоторых сподвижников Пророка (мир ему) со стороны тех же шиитов, а также во времена Омеядов и Аббасидов, да будет доволен ими Аллах.

Удивительно, как в некоторых источниках рассказывается о любви к выпивке Султана Явуз Селима, отца султана Сулеймана! И это тогда, как известна его набожность и высокая духовность! Вот лишь один пример, которого будет достаточно для представления духовной стороны этой личности:

«Однажды Султан Явуз Селим отправился походом в Египет. Когда до цели осталось немного, он с войском должен был пройти через виноградник. Тогда султан велел своим приближённым следить за тем, чтобы никто из солдат не съел чужого винограда. В противном же случае сразу сообщить ему! Когда они стали рассматривать виноградник, заметили, что несколько гроздей сорваны, а на их месте в мешочке висели деньги. Узнав об этом, султан Селим решительно сказал: «Если бы сорвавшие виноград не оставили там денег, в качестве платы, то я бы отказался от похода! Потому что не стоит ждать победы с солдатами, употребляющими запретное!»

Что же касается нашумевшей истории «Пьяницы Селима», которую так старательно показали в «Великолепном веке», сериале, выделившимся вульгарностью и бездуховностью на фоне остальных исторических фильмов про османское правление, наполненных духом богобоязненности и исламской нравственности. Откуда у Султана Селима II вдруг такая репутация?

В исламском законодательстве есть положение относительно немусульман (зымми — христиане,  иудеи). А именно то, что на них не распространяется запрет на употребление алкоголя, и они могут заниматься его куплей-продажей. Но это при условии, что мусульман в проживаемой ими местности меньшинство или вовсе отсутствуют, зымми не распивают, не реализуют спиртные напитки за пределами своей территории и не ходят в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Несмотря на такое положение, во времена правления султана Сулеймана, отца Селима II, им было запрещено открывать таверны и заниматься куплей-продажей спиртного.

При правлении же Султана Селима II, чтобы облегчить трудное положение казны после походов, это вновь было разрешено. Невежественные люди, не без помощи врагов падишаха, связали это событие с богобоязненностью Султана Сулеймана и якобы пристрастием к алкоголю Султана Селима II. По причине чего он, якобы, отменил запрет отца. И даже стали называть его «Пьяница Селим».

А когда он посетил дворцовую баню, которую отстроил после пожара, резко упало его кровяное давление, и он умер от кровоизлияния в мозг. Однако невежды продолжали распространять слухи о том, что он умер, поскользнувшись в бане, пьяным бегая за девушками. Только могли ли наложницы осмелиться убегать от самого Султана?

В других книгах пишется, что Султан Селим II хотел пойти на Кипр из-за его великолепных вин. На самом же деле, на Кипр Селим решил пойти после того, как во сне увидел посланника Аллаха (мир ему), который велел ему осуществить этот поход. Кипр некогда был исламской землёй, завоеванной во времена правления Му’авии (да будет доволен им Аллах), но упущенной позже. Тогда, в качестве награды за эту победу, вакфу была передана, находящаяся в Кипре мечеть «Селимийе».

Клевета с употреблением алкоголя не обошла стороной и султана Абдульхамида II. Ему приписали особую любовь к рому. Но сердца верующих знают, что любовь к Аллаху и верность Ему превыше всякой другой любви! Так, султан Абдульхамид II был настолько набожным, что держал у изголовья своего ложа камень, привезённый из Ахли-бейта (камень, принадлежащий дому нашего Пророка).

Он, проснувшись, не вставал на пол, пока не совершал таяммум (сухое омовение песком или пылью от камня) с помощью этого камня. И только так он шёл уже за омовением водой. Это делалось из опасения умереть без омовения, не успев дойти до воды! Также известны следующие слова этого султана: «Я без омовения не ставил ни одной подписи в государственных делах» Так о какой любви к рому может идти речь относительно такой религиозной личности?!

Обвинения подобного рода были в адрес и других султанов. Даже о султане Мехмеде Фатихе, завоевавшем Константинополь, говорили, что он употреблял вино! А ведь о нём упоминал сам Пророк (мир ему): «Константинополь непременно будет завоёван, и как же прекрасен тот предводитель, который завоюет его, и как же прекрасно то войско, что завоюет его!»  (Имам Ахмад, Аль-Бухари в книге «Тарихуль кабир» 2/81).

Одни делали невежественные выводы, пару раз увидев падишахов качающимися на ходу или ходящими, держась за стены. Им не интересна была истина, что султан болел, например, подагрой, и лекари для облегчения состояния давали ему морфин, который приводил к такому эффекту.

Очевидно, что многие источники писались людьми, далёкими от понимания духовности, которые опирались лишь на свои мирские представления о дворцовой жизни. Но султаны османской империи были воспитанниками духовных наставников и крайне далеки от приписываемых им греховных увлечений. Они не только знали религиозные каноны, но воплощали их в своей жизни должным образом, методично воспитывая в себе благородные качества Посланника Аллаха (мир ему). Шариат был их законом, ислам - кыблой, а сердце отдано Аллаху! Они проявляли глубокое почтение к Пророку (мир ему) и искренне служили его Умме!

В Коране есть такие слова Всевышнего: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесёт вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном!» (сура «аль-Худжурат», аят 6).

Этот аят свидетельствует о сегодняшнем положении верующих, которые доверяют сомнительным источникам и позволяют зародиться в своих сердцах отвращению к, поистине, славной истории ислама. Практически отворачиваются от святого наследия, что оставили праведные мусульмане ценой своих жизней, заслуги которых нашему поколению даже сложно представить.  И они не понимают, что, таким образом, становятся соучастниками против самих себя.

А скольким людям османские султаны способствовали принятию ислама? Скольким людям они донесли его справедливость? Скольким они показали красоту этой религии! Стоит ли так относиться к памяти благородных людей нашей Уммы только лишь из-за неприятных слухов о них или их ошибок? Подобно плохой женщине, описанной в Коране, которая получает тысячи благ от мужа и стоит ему лишь раз не угодить, как она говорит, что не видела от него ничего хорошего!

Не бывает идеальных, безгрешных людей. Несомненно, они тоже ошибались. Но ошибаться на пути Аллаха не так страшно, как ошибаться намеренно, идя против Него. И разве легко было нести справедливость такому количеству разных людей, тогда как со всех сторон нападали недруги, ища пути против законов Всевышнего?

Умме Мухаммада (мир ему) предписано оберегать свою честь и честь своих братьев по вере. Посланник Аллаха (мир ему) объединил нас братскими узами, учил искать оправдания друг другу, любить и защищать друг друга. Поэтому нужно быть внимательными, когда кто-то касается чести единоверцев. «Не то мы будем сожалеть о содеянном!» (сура «аль-Худжурат», аят 6).

Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle