• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Финское исламоведение: что могут дать Вестермарк и Гранквист современной науке

Время чтения: 4 мин
907

Продолжаем знакомство с финским исламоведением по статье Т. Сакаранахо «Финские исследования по исламу: темы и подходы».

Как ислам пришел на земли Финляндии
Заснеженная соседка России на северо-западе Суоми, если по-фински, она же Финляндия имеет свою историю отношений с мусульманами. Поскольку в свое время Финляндия входила в состав Российской империи, то и мусульмане в ней были российского подданства, а именно – татары.
27.03.2021
2315

В предыдущей статье была затронута фигура Георга Уоллина, которого по праву можно считать основоположником финского исламоведения. Исследования Уоллина расширились до самостоятельной дисциплины Социальная антропология. Это произошло во многом благодаря труду продолжателей его дела: финских исследователей Эдварда Вестермарка и Хильмы Гранквист. Они были первыми, кто провел глубокие и систематические полевые исследования в различных регионах Средиземноморья: Вестермарк работал в Марокко, а Гранквист – в Палестине.

Вестермарк (1862-1939) сделал блестящую академическую карьеру. Он занимал три профессорские кафедры: профессора моральной философии в Хельсинкском университете (1906); ректора и профессора философии в Университете Академии в Турку (1918-1933); профессора социологии в Лондонском университете (1914-1935). Его перу принадлежат всемирно известные монографии, ставшие классикой в своем направлении. Это «История человеческого брака» (1891), «Происхождение и развитие моральных идей» (в 2-х томах, 1906 и 1908 гг.), «Этическая относительность» (1932), «Ранние верования и их социальное влияние» (1932).

Кроме теоретических трудов по антропологии, Вестермарк широко публиковал свои работы по исследованиям в Марокко, где, начиная со своей первой полевой поездки, совершенной в 1897 году, он провел в разное время в общей сложности десять лет.  Таким образом, Вестермарк – пример ученого, который совместил философию с полевыми антропологическими исследованиями.

В фокусе его внимания была жизнь мавров и берберов в Марокко. Одной из его главных научных задач было выявление психологических и биологических основ культурных и социальных обычаев, например, брак, верования или ритуальные практики. Полевые исследования среди мавров и берберов дали ему ясный личный взгляд на изучение этнологических проблем, и собранные им данные, естественно, также послужили основой для его теорий о человеческом поведении.

Он также настаивал на том, что полевой работник должен быть знаком с языком информаторов. В полевых условиях он пользовался помощью информантов и проводил полуструктурированные опросы. Он также очень тщательно следил за достоверностью информации, полученной им в ходе опросов.

Финское происхождение Вестермарка сказалось на акцентах его исследований. Не следуя британской социальной антропологии с выраженным расистским уклоном, в которой главенствовал дух «изучения дикарей», Вестермарк проявлял интерес к фольклору изучаемых им народов.  В целом, вопросы о человеческом существовании и сложных взаимоотношениях между культурными, социальными, психологическими и биологическими факторами, ни в коей мере не утратили своего значения для современной науки.

В 1920-е годы начала свои исследования ученица Вестермарка Хильма Гранквист (1890-1972). В 1925 г. она отправилась в Иерусалим, где, как она предполагала, жили «женщины Ветхого Завета». Ее целью был сбор материала для докторской диссертации. Однако по прибытии на место она обнаружила совершенно иную ближневосточную реальность, отличную от той, которую ей рисовало ее воображение. Так Гранквист оказалась в арабской деревне Артас, где она получила возможность близко познакомиться с местными жителями, благодаря чему у нее родился интерес к изучению их мусульманского образа жизни.

Полевая работа в Артасе продолжалась в течение двадцати месяцев. Эта полевая работа привела к чрезвычайно скрупулезному этнографическому описанию браков, заключенных в деревне в течение периода в сто лет.

На основе этой информации она составила списки семей и построила генеалогические деревья, которые затем были дополнены статистикой и таблицами. В сборе информации она использовала помощь деревенских информаторов; это были две пожилые женщины, которые хорошо знали о жизни в деревне.

Результаты этого исследования были опубликованы в двухтомном исследовании под названием «Условия брака в палестинской деревне» (1931 и 1935).

К сожалению, научная работа Гранквист в Финляндии не получила должного признания. Она хоть и получила докторскую степень, но была отвергнута современными ей профессорами Хельсинкского университета. При этом в зарубежных научных кругах исследования Гранквист пользовались большим уважением.

В дальнейшем свои исследования в Атрасе она проводила при финансовой поддержке из Соединенных Штатов и Швеции. Результатом этой работы стали еще три тома, изданные на английском языке, о рождении и детстве среди арабов, а также о смерти и погребении мусульман. Речь идет о таких работах как «Рождение и детство у арабов» (1947) и «Проблемы детей у арабов» (1950). Последней публикацией Гранквист стала книга под названием «Мусульманская смерть и погребение» (1965), которая представляет особый интерес для историков религии.

«Палестинское наследие» Гранквист имеет несомненную ценность в качестве уникального исследования арабо-мусульманской жизни, представляя собой одно из немногих исследований такого рода, проведенных в Палестине до ее раздела в 1948 году. Работа Гранквист интересна даже в свете современной политической ситуации в Палестине, поскольку она оживляет мир, который когда-то существовал на этих землях.
 

Автор: Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle