• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как ислам пришел на земли Финляндии

Время чтения: 5 мин
2396

Заснеженная соседка России на северо-западе Суоми, если по-фински, она же Финляндия имеет свою историю отношений с мусульманами. Поскольку в свое время Финляндия входила в состав Российской империи, то и мусульмане в ней были российского подданства, а именно – татары.

Вести о земле Суоми дошли до татар более ста лет тому назад благодаря их соплеменникам-солдатам, которым довелось служить в этой замечательной стране. Некоторые татары отправлялись туда на волнах торгового интереса, другие – в поисках работы. Позже многие там осели, открыли магазины и наладили ремесленные производства. С этих татар и началась история финляндской мусульманской религиозно-этнической диаспоры.

В лучшие годы численность татар доходила до трех тысяч человек. В настоящее время потомков тех татар-переселенцев в Финляндии насчитывается чуть менее тысячи человек.

Переселение в Финляндию небольших групп мусульман из других стран началось в ХХ веке. Количество переселенцев увеличилось после Второй мировой войны, но основная масса стала прибывать туда в последнее десятилетие. Речь идет о беженцах с пылающего Ближнего Востока и Африки. Финляндия обязана принимать их в рамках проводимой в ЕС политике «открытых дверей». В результате, за десятилетие, прошедшее с 2009 по 2019 годы количество мусульман в Финляндии возросло с 8 тысяч человек до, без малого, 17 тысяч.

Следуя общеевропейской тенденции сближения с мусульманами на бытовом уровне, в Финляндии стал расти и научный интерес к исламу и мусульманам. В настоящее время к исламский теме, так или иначе, обращаются арабисты, специалисты по сравнительному религиоведению, теологи, антропологи и социологи.

Почему ислам? В Финляндии ислам стал привлекать внимание ученых, благодаря очевидному росту его места и значимости в мировой политической повестке. Отсюда и интерес со стороны организаций, финансирующих исследования, которые могут пролить свет на роль ислама в современном мире. Одним из положительных последствий этой тенденции является масштабность исследований по исламу, проводимых в настоящее время в Финляндии.

В целом, религия ислама и исламоведение в последние десятилетия стали очень модной темой исследований, которые открыли новые горизонты традиционной теологии и сравнительно-религиоведческого анализа. В свете сказанного, современный этап развития финского исламоведения можно назвать конъюнктурным.

Однако у финского исламоведения есть своя, скажем так, доконъюнктурная, или классическая история, уходящая в 18-й век. Обратившись к замечательной публикации профессора госпожи Туула Сакаранахо из Университета Хельсинки, увидим, что, например, финская арабистика берет свое начало в 17-м веке с основания Академии Турку. Язык арабов преподавался здесь с 18-го века. Если говорить об ориенталистах-исламоведах той поры, то можно назвать Вильгельма Росса (1718-1766) и Петера Форсколя (1732-1763). В 1760 году Петер Форсколь отправился в экспедицию в Аравию, где он сделал обширные заметки о различных видах растений и животных.

Однако самым известным финским исламоведом профессор Сакаранахо называет Георга Августа Уоллина (1811-1852). Помимо преподавания восточных языков в университете Гельсингфорса (нынешний Хельсинки) Уоллин работал также и на Восточном факультете Санкт-Петербургского императорского университета, где в 1839 году он  познакомился с шейхом Мухаммедом Айядом аль-Тантави, от которого много узнал о Ближнем Востоке.

В 1843-1849-м годах Уоллин предпринял в общей сложности три экспедиции в Аравию. Он стал первым европейским исследователем, пересекшим Северную Аравию. Также Уоллин был первым европейским ученым, опубликовавшим образцы бедуинской поэзии Аравийского полуострова. В 1845 году ему даже удалось посетить Мекку.

В знак признания его исследований Уоллин был награжден как Королевским географическим обществом в Лондоне, так и Обществом географии в Париже. Королевское географическое общество также опубликовало отчеты о его путешествиях. К сожалению, Уоллин умер в возрасте всего 41 года, и поэтому было опубликовано лишь небольшое количество его исследований.

В дневниках этого ученого содержится много сведений о жизни бедуинов. Эти труды, однако, не стали всемирно известными, отчасти из-за языкового барьера; в конце концов, Уоллин писал свои дневники на шведском. Изрядное количество его текстов было опубликовано в девятнадцатом веке. Публикация всего корпуса сочинений Уоллина началась только в 2010 году, под эгидой Общества шведской литературы в Финляндии. В конечном счете вышло шесть томов. Уоллин остается финским первопроходцем в исламоведении, своего рода знаковой фигурой. Поэтому ежегодное общее собрание Финского восточного общества проводится в день его рождения, 24 октября.

Из статьи профессора Туулы Сакаранахо следует, что экспедиции Уоллина на Аравийский полуостров, в Персию и Левант были скорее романтическим приключением, чем серьезным академическим исследованием Аравии.

Также нужно помнить, что, с одной стороны, на дворе стояла эпоха торжества европейского колониализма, а с другой – эпоха осознания роли и влияния белого человека на колонизуемые народы. Поэтому в ученой среде появились исследователи, которые занимались поисками народов, не затронутых западной цивилизацией и, потому, соответствовали идеалу «благородного дикаря», популяризированному в Европе философским гением Жана Жака Руссо (1712-1778).

Уоллин был типичным представителем тогдашнего романтического востоковедения. Воображение ученых той эпохи рисовало Восток как экзотический мир грез, эротического эскапизма и самобытных народов. А что может быть привлекательнее для исследователя такого типа, нежели свободолюбивые бедуины, живущие под небом Аравийской пустыни? Уоллин с удовольствием погрузился в культурную среду. Он даже стал примером исследователя, который превратился в туземца. Он одевался как араб и представлялся мусульманином, взял себе имя созвучное с его фамилией имя Абдулвали. По некоторым слухам он даже принял ислам, а камень на его могиле в Хельсинки украшает арабская вязь. 

Больше всего ему нравилось жить среди «простых людей». В его письмах выражается любовь, в частности, к бедуинам. Однако, при этом, Уоллин оставался европейцем-христианином в том, что критично относился к исламу, считая его главной причиной деградации арабского мусульманского мира.

Он считал, что арабы страдают под властью Османской империи. В его дневниках имеются также свидетельства того, что он носил в себе весьма негативные стереотипы об арабах, турках, персах и курдах, с которыми он встречался во время своих путешествий. Несмотря на эти замечания, его дневники предлагают интересные идеи о бедуинском образе жизни, отношениях между арабской культурой и другими культурами в этом районе, а также отношениях бедуинов с городским населением. В этом смысле наследие ученого бесценно.

В 1851 году Уоллин закончил докторскую диссертацию, а за год до смерти был назначен профессором восточной литературы в Университете Гельсингфорса. Благодаря Уоллину финны получили первые представления о жизни мусульман, и о сказочном Востоке, вообще. Августу Уоллину посвящена небольшая книга советского и российского историка, этнографа, доктора исторических наук, профессора Абрама Исааковича Першица (1923-2007) «Георг Август Валлин: Исследователь внутренней Аравии», изданная в 1958 году издательством Георафгиз. А.И. Першиц и сам является автором ряда научных работ, посвященных жизни арабов Аравийского полуострова.

Автор: Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle