• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Роль матери в воспитании ребенка

Время чтения: 9 мин
20827

Первой обязанностью отца и матери является воспитание своих детей. Нации, преуспевшие в воспитании детей,  процветают и отличаются высоким уровнем культуры.

Ребенок, растущий в семье, которая исповедует Ислам, развивается в соответствии с установлениями этой религии, подкрепляется ею. Воспитание, полученное в семье, остается с человеком навсегда. Поэтому на протяжении всей истории люди придавали большое значение семейному воспитанию. Чтобы дети были счастливы в этой жизни и в жизни вечной, очень важно, чтобы самое первое воспитание дала им благочестивая женщина.

Ребенок получает свое первое воспитание в семейном окружении, от своей матери. Ведь именно она проводит большую часть времени дома, занимаясь воспитанием и уходом за детьми.

Каждый ребенок со дня прихода на этот свет занимает место в объятиях своей матери и в ее сердце. Потому что ребенок ― частица его матери. Ребенка, которого мать носила в чреве своем, она будет носить в своем сердце до конца своих дней.

Появление детей в нашей религии разрешено лишь в законном браке (никах). Ведь ребенок, родившийся вне брака, считается незаконнорожденным (валяду-ззина).

Другой важной особенностью в воспитании ребенка является дозволенное  религией (халял) пропитание. Матери должны быть очень внимательны, избегая запретного (харам) и сомнительного пропитания, так как  оно используется организмом для формирования тельца ребенка. Если эти условия соблюдались родителями, то родившийся ребенок вырастет уважительным и послушным и служащим для блага религии и нации. Причина этого лежит в том, какой пищей был вскормлен человек, ведь только благая и чистая пища может дать такой благотворный результат.

Женщина во время беременности должна думать о тех, кого любит и уважает, часто вспоминать их. Это может способствовать формированию некоторых качеств ребенка и обретению им схожести с этими людьми. Это подтверждено как народным опытом, так и медициной.

Необходимо, чтобы те, кто принимает роды, были мусульманами, или, в крайнем случае, произнесли «Бисмиллях» при рождении ребенка. Они же должны пожелать роженице скорейшего выздоровления и поздравить с тем, что она произвела на свет ребенка. Ведь в религии считается похвальным поздравлять того, у кого родился ребенок.

Ребенку, родившемуся на свет, читают на правое ухо  азан, а на левое ― икамат. Так ему дают знать о религии Ислам и приобщают к ней. Его маленькое сердечко запечатлевает волнующую благозвучность азана. А в момент, когда человек уходит из этого мира, мы знаем, что ему следует напоминать о произнесении калимаи-таухида (слов единобожия).

Когда досточтимая Фатыма произвела на свет Хасана (радыяллаху анхума), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) прочитал ему на ухо азан.

Кроме этого, новорожденному желательно дать попробовать что-нибудь сладкое, это называется «тахник». Тахник ― это хорошо размятый финик, которым смазывают рот младенцу. Если же нет фиников, подойдет любой другой сладкий продукт.

Один из сахабов, Абу Муса (радыяллаху анху) передает: «У меня родился сын. Я взял его и отнес к Пророку. Он дал ему имя Ибрахим. Затем он взял финик, хорошенько разжевал его, и намазал мякотью рот младенца. Затем он помолился о благословении его и передал его мне».

Первым благом для родившегося на свет ребенка является наречение его красивым именем. Ведь Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:

«В День суда вы будете созваны по вашим именам и именам отцов ваших. Поэтому нарекайтесь красивыми именами».

В другом хадисе о том, каким должно быть имя мусульманина, говорится:

«Давайте друг другу имена пророков и посланников. Самыми же любимыми именами для Аллаха являются имена Абдуллах и Абдуррахман».

На седьмой день после того, как ребенок наречен именем, ему состригают волосы и раздают милостыню серебром, равную весу состриженных волос младенца (или в денежном эквиваленте). Ведь и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил Фатиме, когда та родила Хасана:

«Постриги младенца своего и подай милостыню серебром столько, сколько будут весить состриженные волосы».

Курбан (жертворприношение) в честь пострижения волос называется «акика» и может быть сделан в любой день, начиная со дня рождения ребенка до его совершеннолетия (по канонам Ислама). Однако предпочтительным является седьмой день. Так Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) разъяснял Умму Курза относительно этого жертвоприношения: «За новорожденного мальчика режут двух, за девочку ― одного барана».

В другом хадисе он сказал так: «При рождении мальчика необходимо сделать курбан. Это делается на седьмой день после его рождения. Ему дают имя и сбривают волосы с головы».

Жертвоприношение в этом случае является не обязательным, но поощряемым. Его делают так же, как и другие виды жертвоприношения. Ни мясо его, ни шкура не продаются, и кости не ломаются. Этого мяса может отведать и тот, кто резал животное.

Имам Ахмад бин Ханбаль говорил: «Ребенок не может ходатайствовать (делать заступничество) за своих родителей, и лишь акика дает ему это право».

Обрезание является сунной пророков. Так в одном из своих хадисов Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Четыре вещи являются сунной пророков: обрезание, использование благовоний, чистка зубов и вступление в брак».

Джабир (радыяллаху анху) передал: «Когда родились Хасан и Хусейн, внуки Пророка, он сделал за них курбан. А на седьмой день он сделал им обрезание».

Все, что ребенок слышит и видит в своем доме, оставляет отпечаток в его памяти. Сначала он внимательно наблюдает за тем, что происходит вокруг, потом хочет воспроизвести это в своем поведении и словах. И поэтому родители должны быть для своих детей примером для подражания во всем. Вера и убеждения ребенка складываются и укрепляются именно в кругу семьи, начиная с малых лет. И, как утверждает основной принцип образования, он взрослеет, перенимая вероубеждение своих родителей. По этому поводу в одном хадисе говорится:

«Каждый ребенок рождается мусульманином. Позже родители делают его иудеем, христианином или идолопоклонником».

 Когда ребенок начинает говорить, первое слово, которому его следует научить, ― это «Аллах». Это заронит в его сердце первые зерна веры, а разум осветится светом духовности и поминания Бога.

Первой фразой ребенка должна быть калимаи-таухид. Об этом говорится в священном хадисе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Пусть первой фразой, которую научится говорить ваш ребенок, станет «Ля илляха илля Аллах». Учите чтобы, когда придет аджаль (срок), они тоже говорили «Ля иляха илля Аллах».

Мы также должны с малых лет учить своих детей читать Священный Коран. Так еще чистые и непорочные сердца наших детей наполнятся светом и благословением Священного Корана. Ведь Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Приучайте детей своих к трем вещам: любить Пророка, любить его семью и читать Коран…».

Пока сознание и разум детей наших остаются свежими, мы должны научить их любви к Аллаху, любви к  Посланнику Его, любви к семье Пророка, его сахабам, аулия Аллаха и великим ученым Ислама. Пропитавшись этой любовью, чувства и эмоции ребенка в будущем проявятся в понимании тонкостей Ислама и применении этого знания в жизни. Это поможет ему духовно приблизиться ко многим сильным и выдающимся личностям.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) определил семь лет как возраст, с которого необходимо начинать обучение детей основам религии. Когда ребенку исполнится семь лет, его нужно учить тахарату и намазу; а в десять лет ему уже следует уметь совершать намаз. Так же необходимо объяснять пагубность лжи и употребления в пищу запрещенного. Об этом говорится в одном из хадисов:

«По достижении вашими детьми семи лет велите им совершать намаз. Если же они не совершают намаз с достижением ими десятилетнего возраста, слегка наказывайте их. И в этом возрасте им следует спать отдельно».

Отец и мать ребенка должны помогать ему в выборе хороших друзей и оберегать его от дурного влияния плохих детей. Ведь плохой друг ― это источник плохих деяний.

Еще одной обязанностью отца и матери является воспитание своих детей чистоплотными, опрятными и дисциплинированными, и еще ― с малых лет знакомить их с религией, обучать благонравию и правильному  поведению с людьми.

Дети ― это аманат, то, что вверяет нам Господь, сердца же их сродни чистым самородкам. Они подобны плодородной почве: что посеешь, то и пожнешь. В Священном Коране говорится:

«О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и ваши семьи от огня, топливом для которого служат люди и камни»

Сохранение детей от вечного огня ада для отцов и матерей должно быть более важной заботой, чем даже оберегание от ожогов в этой жизни. Сохранить от огня ада можно, лишь обучив их тому, что требует от них религия, и тому, что она запрещает, приучая их к поклонению, ограждая от общения с невоспитанными и неверующими товарищами.

Родители же, которые не смогли привить своим детям любовь к Аллаху и Его Посланнику (салляллаху алейхи ва саллям) обрекают его на гибель и в этой жизни, и в мире вечном. Родители, которые не дали своим детям знаний по религии, являются самыми бессердечными людьми на земле.

Не разбудить ребенка на утренний намаз, переживая, чтобы он выспался или чтобы не замерз, на деле является величайшей несправедливостью по отношению к нему. Поистине, это мнимое добро, оборачивающееся настоящим злом для ребенка.

Хирург, оттого что чувствует сострадание к больному, оперирует, разрезая его тело скальпелем. Ведь цель доктора ― вернуть больному здоровье и облегчить его страдания.

И если родители любят дитя свое и сострадательны к нему, то и им, прежде всего, следует обучить его религии и лишь затем ― тому, что будет полезно ему в мирской жизни…

Кроме того, быть милосердным к ребенку ― значит, проявить милосердие по отношению к себе. Ведь отец и мать попадут в огонь ада из-за того, что не обучили детей религии. Иными словами, тот, кто обучил детей своих Исламу, уберег себя от огня ада.

Наши дети – самая большая ценность. Именно переданный в их руки Ислам, от поколения к поколению будет донесен до Судного Дня.

Нашим детям, которые являются благословением семейного союза и его достоянием, мы должны привить такие чувства, как готовность служения, милосердие и сострадание, чтобы они смело могли идти в будущее.

Наилучший капитал к Судному дню, который могут накопить родители, ― это воспитать благого ребенка. Ведь Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Со смертью человека прекращается и запись всех благих деяний, кроме трех: живая милостыня, знание, которым пользуются, и дитя, которое молится за него…»

В другом хадисе говорится:

«После смерти человек увидит, что его превозносят. Он скажет: «Господь мой! Откуда ж мне такое благо?» Господь ответит ему: «Твое дитя молится за тебя, просит за тебя прощения».

Пусть же Всевышний Аллах даст нам благочестивых, праведных детей.

Осман Эрсан

Социальные комментарии Cackle