• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Всевышний Аллах оказал помощь исламу против тех, кто враждовал с ним»

Время чтения: 2 мин
644

هَذَانِ خَصْمَانِ اخْتَصَمُوا
فِي رَبِّهِمْ فَالَّذِينَ كَفَرُوا قُطِّعَتْ لَهُمْ ثِيَابٌ مِّن نَّارٍ يُصَبُّ
مِن فَوْقِ رُؤُوسِهِمُ الْحَمِيمُ

«И две группы соперников [верующие – одна группа, все неверующие – другая], которые спорили о своем Господе [и Его религии]. Неверующим [в Аду] выкроят одежду из огня [то есть, адское пламя полностью их накроет], а на головы им будут сверху лить кипяток» (аль-Хадж, 19).

По поводу обстоятельств ниспослания этого аята имеются два риваята: Передается от досточтимого ‘Али радыяллаху ‘анху, который поведал: «Я буду первым из тех, кто в день ахирата встанет на колени перед аль-Рахманом из-за хусумата (для вынесения решения (хукм) относительно тяжбы между ним и людьми)».

Рави Кайс говорил: «Коранический аят «И две группы соперников [верующие – одна группа, все неверующие – другая], которые спорили о своем Господе [и Его религии]…» был ниспослан про тех, кто в день Бадра сражались на поединках. Это были ‘Али, Хамза, Убайда и Шейба ибн Раби‘а, Утба ибн Раби‘а, аль-Валид ибн Утба». Также у имама аль-Бухари имеется сообщение от Абу Зарра, который клятвенно утверждает, что этот аят был ниспослан про них.

Когда лучше совершать добровольное поклонение?

У имама Муслима также приводится этот хадис от Абу Зарра с таким текстом: «Кайс ибн Аббад говорил: «Я слышал, как Абу Зарр клялся в том, что аят «И две группы соперников [верующие – одна группа, все неверующие – другая], которые спорили о своем Господе [и Его религии]…» был ниспослан про тех, кто в день Бадра вышли на поединок друг против друга: (от мусульман) ‘Али, Хамза, Убайда ибн аль-Харис; (от мушриков) сыновья Раби‘и – Утба и Шейба с аль-Валидом ибн Утбой”.
Абу Дауд ат-Таялиси передал этот же хадис собсвенным иснадом также от Абу Зарра.

В сражении при Бадре, когда перед началом боя вышедшие от мушриков для поединка Утба, Шейба и Валид выразили недовольство тем, что на поединок с ними вышли трое противников из ансаров и потребовали противников из курайшитов, наш Пророк ﷺ выпустил Хамзу, ‘Али и Убайду ибн аль-Хариса ибн Мутталиба (который был на десять лет старше его самого) радыяллаху ‘анхум.

Убайда был тяжело ранен при Бадре и умер на обратном пути в Медину у селения под названием Сафра. Он покинул этот мир в возрасте 63 года (Иззуддин ибн аль-Асир «Усдуль-габа фи марифате ас-сахаба», ср.: Мухаммад Ибрахим аль-Бенна, Мухаммад Ахмад Ашур, Мухаммад ‘Абдулваххаб Фаид, Каир, (без даты), III, 553-554).

В риваяте Катады Ибн ‘Аббас радыяллаху ‘анху дает такое пояснение: «Здесь речь идет о людях Писания. Они говорили му᾿минам: “Мы больше вас достойны Аллаха: наше Писание было раньше вашего, наш пророк – раньше вашего пророка”.

Му᾿мины сказали: “Мы больше вас достойны Аллаха: мы уверовали и в Мухаммада ﷺ, и в вашего пророка, уверовали во все священные Писания, ниспосланные от Аллаха. Наша Книга выносит решение обо всех других писаниях. Вы же, хорошо зная, что наш Пророк ﷺ является истинным пророком, оставили и отвергли его исключительно из-за вашей зависти. Это и есть тяжба и препирательство двух групп, и Всевышний Аллах оказал помощь Исламу против тех, кто враждовал с ним, сделал его победителем и ниспослал этот аят”.  Это событие также стало причиной ниспослания 123-го аята суры “ан-Ниса”.

Из книги "Асбабун-Нузуль"

Социальные комментарии Cackle